рассмотрев обращение (вх. N 19373/22) ГБУ ПК "Губахинский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альба" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22 (изв. N 1056500001722000041),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 27.12.2022 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500001722000041, Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22. Начальная (максимальная) цена контракта - 356 131,56 руб.
02.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Альба" (далее - Подрядчик) заключен контракт на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22 на сумму 258 191,02 руб. (далее - Контракт). Снижение НМЦК составило - 27,5 %.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектно-сметная документация по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22 .
1.3. Разработанная документация должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.4. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.5. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта.
1.6. Срок окончания выполнения работ: 66 календарных дней с даты начала выполнения работ.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом:
осуществить разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А) расположенного по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо- Вильва, ул. Лоскутова, 22;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что согласно Контракту, Подрядчик обязался выполнить разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту систем электрообеспечения, электроснабжения, вентиляции и системы теплоснабжения и водоснабжения в хозяйственном блоке (Литера А), расположенном по адресу: г. Александровск, п. Всеволодо-Вильва, ул. Лоскутова, 22 с даты заключения договора и сроком окончания выполнения работ: 66 календарных дней с даты начала выполнения работ. В нарушение условий Контракта, по состоянию на 08 декабря 2022 года Подрядчик не предоставил Заказчику на проверку и согласование графическую, текстовую информацию и сметную документацию по данному объекту.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 08.12.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 08.12.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ст. 193 ГК РФ, ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.12.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации, полученной при помощи функционала единой информационной системы, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, расторгнув Контракт 19.12.2022 г.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Информация об ООО "Альба" направлена в адрес Пермского УФАС России 21.12.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представитель Подрядчика указал, что в соответствии с п. 1.9 Технического задания, Заказчик предоставляет перечень исходных данных для проектирования, в том числе технический паспорт здания. 16.09.2022 г. Подрядчик письмом N247 запросил у Заказчика технический паспорт на объект проектирования, правоустанавливающие документы на объект проектирования, результаты технических обследования объекта, информацию о проводимых капитальных ремонтах объекта, архитектурно-планировочные решения по объекту проектирования. Подрядчик указал, что правоустанавливающие документы требуются для прохождения государственной экспертизы сметной стоимости (п. 2.3. технического задания к Договору), результаты технических обследований объекта, проводимых капитальных ремонтах, архитектурно-планировочные решения по объекту требуются для разработки проектной документации по Контракту. Подрядчик уточнил также, что при отсутствии вышеперечисленной информации и документов выполнение работ, в том числе 1 этапа, предусмотренного техническим заданием к Контракту, являлось невозможным. Дополнительно Подрядчик указал, что основным необходимым документом для разработки проекта по капитальному ремонту инженерных сетей является графическая часть по разделу "Архитектурные решения", из которой в качестве основы берутся проектные планировочные решения объекта проектирования, для расчёта системы отопления берутся параметры ограждающих конструкций (состав, толщины слоёв, характеристики слоев ограждающих конструкций) для определения сопротивления теплопроводности (указанные параметры, указанные параметры невозможно определить самостоятельно поскольку: на момент выезда на объект проводились работы по ремонту ограждающих конструкций здания, которые должны проводиться по проекту согласно правил выполнения строительно-монтажных работ, а также не представляется возможным самостоятельно определить назначение помещений объекта проектирования. В письме ООО "Альба" от 16.09.2022 г. Подрядчик уведомил Заказчика, что в случае не предоставления запрошенных данных Заказчиком, работы по Договору будут приостановлены в силу ст. 716 ГК РФ. Подрядчик указал, что на письмо от 16.09.2022 г. Заказчик ответа не предоставил. Письмом N 286 от 28.09.2022 г. Подрядчик повторно запросил у Заказчика архитектурно-планировочные решения, технические условия. 13.10.2022 г. Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо N 1242, к которому был приложен технический паспорт объекта, архитектурно-планировочные решения, перечень оборудования, план расстановки оборудования и т.д. Вместе с тем, Подрядчик указал, что запрашиваемые документы были представлены Заказчиком не в полном объеме, в частности, отсутствовали следующие документы: Технические условия для разработки проекта по наружным стенам, по чердачному перекрытию, характеристики теплотехнические, условия общего узла учета отопления (точка подключения, граница проектирования). Об указанных обстоятельствах Подрядчик уведомил Заказчика письмом N 242 от 02.12.2022. Подрядчик указал, что запрашиваемая информация была предоставлена Заказчиком лишь 06.12.2022, тогда как решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято Заказчиком 08.12.2022 г.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии была представлена переписка между сторонами, согласно содержанию которой, Подрядчиком осуществлялись действия, направленные на исполнения Контракта, в частности, велось взаимодействие с Заказчиком на предмет предоставления информации, предусмотренной положениями п. 1.9 Технического задания к Контракту.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что предусмотренная положениями п. 1.9 Технического задания к Контракту информация в полном объеме была представлена в адрес Подрядчика 06.12.2022 г. (письмо Заказчика N 1502 от 06.12.2022 г.). Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Представленные материалы свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Альба" исполнило 58 контрактов. Следовательно, ООО "Альба" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Альба" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Альба" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 декабря 2022 г. N РНП-59-4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023