Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела А.А. Кириллова, специалист-эксперт М.А. Косенко (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Красноярская тепло- транспортирующая компания" (ИНН 2465100210) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей с. Филимоново Канский район Красноярский край", извещение N 0119300006322000005, N ИКЗ 223241800046524500100100090024322243 (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о внесении сведений об ООО "Красноярская тепло- транспортирующая компания" (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в
одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и общества были направлены уведомления о рассмотрении обращения, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ N 1078 было размещено в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В назначенное время общество и заказчик обеспечили присутствие своих представителей по средствам видеоконференции, личность удостоверена, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей с. Филимоново Канский район Красноярский край".
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товары, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что раздел 1 контракта предусматривает следующее: "Заказчик поручает, а "Подрядчик" обязуется выполнить работы по капитальному ремонту тепловых сетей с.Филимоново Канского района Красноярского края" (далее - Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, в объемах в соответствии с утвержденным техническим заданием (приложение N 1), сводно-сметным расчетом (приложение N 2), графиком выполнения работ (приложение N -3) и в сроки, установленные Контрактом.".
Согласно п. 3.1 контракта Общий срок выполнения работ (включая срок на поставку необходимых материалов, изделий) - с даты заключения Контракта по 30 сентября 2022 года включительно.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Комиссией установлено, что контракт содержит право стороны контракта отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Согласно разделу 11 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе".
В связи с тем, что обществом были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в нарушении срока выполнения работ, заказчик на основании статьи 95 Закона о контрактной системе, 07.12.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 07.12.2022. Решение было размещено в ЕИС - 07.12.2022 (вкладка на странице контракта в реестре контрактов "Решение об одностороннем отказе"). Решение вступило в законную силу 19.12.2022. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта не нарушена.
Таким образом, заказчиком в полном объеме был предоставлен десятидневный срок для устранения исполнителем нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, изучив совокупность материалов, установила следующее.
28.08.2022 Между Администрацией Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Красноярской тепло- транспортирующей компанией" был заключен договор N 4-ЭА на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей с. Филимоново Канского района Красноярского края.
05.09.2022 в адрес общества поступило письмо от Канской межрайонной прокуратуры о проверке соблюдения органами местного самоуправления, ресурсноснабжающими организациями законодательства Российской Федерации при организации обеспечения жителей Канского района услугами теплоснабжения при подготовке к отопительному периоду 2022-2023 гг.
07.09.2022 в адрес общества поступил авансовый платеж на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых сетей МК 4-ЭА.
Исходя из объяснения N 211, Общество не приступило к работам во время в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, что подтверждается оперативными данными наблюдения N 309/15-4961 ФГБУ "Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" за период с 22 августа по 21 сентября 2022 года.
02.09.2022 Общество в адрес заказчика направило заявление с просьбой о выдаче ордера на проведение земляных работ для выполнения работ по капитальному ремонту.
12.09.2022 Канская межрайонная прокуратура повторно в адрес заказчика направляет предостережение о недопустимости нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а так же напоминание о том, что срок выполнения работ по капитальному ремонту тепловых сетей в с. Филимоново Канского района до 30.09.2022.
В адрес общества заказчиком было направлено уведомление о невозможности проведения работ в связи с отсутствием ордера на производство земляных работ, а также направлен список организаций, в которых данный ордер необходимо получить.
13.10.2022 исходящими письмами N 134, 135 общество просит подготовить дополнительное соглашение к контракту по изменению объема работ, а также назначить комиссионную приемку выполненных работ на 24 октября 2022 года.
20.10.2022 заказчик в адрес общества направил решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги на основании истечения срока выполнения работ, указанного в заявлении.
Исходящим письмом от 01.11.2022 в адрес заказчика общество гарантирует полное завершение выполнения работ по капитальному ремонту.
Согласно пояснений общества от 27.11.2022, при начале проведения работ, специалистами общества был выявлен тот факт, что запорная арматура изношена на 100% и осуществление временных перекрытий невозможно, что не соответствует условиям контракта.
30.11.2022 Заказчик в адрес общества направил претензию о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Заказчик обращает внимание, что обязательство подрядчиком исполнено ненадлежащим образом, так как в ходе приемки выполненных работ приемочная комиссия произвела осмотр объекта внатуре, установила несоответствие выполненных работ.
Исходящим письмом от 02.12.2022 общество уведомляет заказчика о том, что передаст всю исполнительную документацию по контракту не позднее 05.12.2022.
14.12.2022 была создана приемочная комиссия, которая установила, что работа выполнена не в полном объеме, а так же имеются замечания относительно качества выполненных работ, а так же обращает внимание, что работа выполнена на сумму 6 758 400,05, при сумме контракта 8 307 670,00.
При этом, в ходе заседания комиссии заказчик уточнил, что на включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта и исполнения большей части обязательств.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание обстоятельство, что общество в течение всего периода действия контракта инициативно предпринимало все зависящие от него меры, направленные на поиск оптимально возможного варианта разрешения ситуации, изложенной выше, которые не позволили обществу иполнить обязательства в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении обществом от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Администрации Филимоновского сельсовета Канского района Красноярского края во включении сведений в отношении ООО "Красноярская тепло- транспортирующая компания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.8(391)2111842
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 декабря 2022 г. N 024/10/104-3651/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023