Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя, члены Комиссии: А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист - эксперт, рассмотрев обращение заказчика - Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Приморский" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО ГПБ "Кодекс" (ИНН 2462057414) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-17035/22 "Охранные услуги", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО ГПБ "Кодекс" (ИНН 2462057414) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ЭА-N-17035/22 "Охранные услуги", извещение N 0119200000122015992, ИКЗ 222242900279224290100100210011920244.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО ГПБ "Кодекс" были направлены уведомления о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-3718/2022, в которых содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении ООО ГПБ "Кодекс" в реестр недобросовестных поставщиков, состоявшемся 10 января 2023 года в 14:30, присутствовал представитель исполнителя, должным образом подтвердивший свои полномочия, представитель заказчика отсутствовал.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-17035/22 "Охранные услуги".
По результатам закупки путем проведения электронного аукциона между краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям "Приморский" и ООО ГПБ "Кодекс" был заключен контракт на оказание охранных услуг от 24.11.2022 N 2022.5992 (далее - Контракт).
До начала оказания услуг (начало оказание которых определено с 17.12.2022 по 24.01.2023 (пункт 1.2 Контракта) Заказчик получил от Исполнителя информационное письмо от 13.12.2022 N1483 о том, что у Исполнителя просрочена лицензия на частную охранную деятельность, срок действия которой истек 07.12.2022. (Информационное письмо Исполнителя от 13.12.2022 N1483 размещено в ЕИС Заказчиком в разделе: "Решение об одностороннем отказе": "Прикрепленные файлы").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям. В силу пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки.
В связи с вышеуказанными требованиями законодательства, 14.12.2022 Заказчик, реализуя свою обязанность по одностороннему отказу от исполнения Контракта, принял решение о расторжении Контракта от 24.11.2022 N 2022.5992 в одностороннем порядке, что стало основанием для обращения в антимонопольный орган с просьбой о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из пояснений представленных ГПБ ООО ГПБ "Кодекс" Комиссия установила следующее.
Заблаговременно 28.11.2022 до истечения срока действия лицензии (07.12.2022) ООО ГПБ "Кодекс" было направлено заявление о продлении срока действия лицензии в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю (далее - Управление Росгвардии).
В рамках проверки соответствия общества установленным лицензионным требованиям Центром лицензионно - разрешительной работы Управления Росгвардии проведено две выездные проверки 14.11.2022 и 17.11.2022 , по результатам которых было принято уведомление от 30.11.2022 N 709/9-2103 об отказе в продлении лицензии.
По результатам проведенной поверки Управление Росгвардии обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16.12.2022 по делу NА33-32408/2022 указанное заявление было принято к производству суда.
Из пояснений общества следует, что, по его мнению, при проведении внеплановой проверки Управлением Росгвардии, результаты которой были зафиксированы соответствующими актами 14.11.2022 и 17.11.2022, были допущены существенные нарушения прав и законных интересов ООО ГББ "Кодекс".
Указанную позицию общество намерено отстаивать при рассмотрении Судом дела NА33-32408/2022, кроме того ООО ГПБ "Кодекс" подготовило заявление об оспаривании отказа Управления Росгвардии от 30.11.2022 N 709/9-2103 об отказе в продлении лицензии.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, Комиссия отмечает, что не в праве вмешиваться в публично - правовые отношения, сложившиеся между ООО ГПБ и Управления Росгвардии, и давать оценку действиям сторон, тем самым подменяя компетенцию суда.
У Комиссии не имеется достаточных оснований для формирования выводов о недобросовестном поведении ООО ГПБ "Кодекс", учитывая что обществом предпринимались действия по продлению лицензии на новый срок с целью взятых на себя обязательств по исполнению заключенного контракта. Любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
Также Комиссия отмечает, что включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО ГПБ "Кодекс" (ИНН - 2462057414) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии: |
А.А. Кириллова |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 января 2023 г. N 024/10/104-3718/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023