Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2021 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница"
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, представителя ООО "Медикал Лизинг-Консалтинг" Гуськова А.Н. (доверенность N50 от 08.08.2022), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медикал Лизинг-Консалтинг" (вх. 38966-ЭП/22 от 26.12.2022) на действия Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Холина альфосцерат (извещение N0859200001122016091 от 09.12.2022) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областная клиническая больница" (далее - Заказчик, ГБУ РО "ОКБ") инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Холина альфосцерат (далее - электронный аукцион).
09 декабря 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 657 800 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, при определении победителя закупки неправомерно применен Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), кроме того, по итогам рассмотрения заявок, неверно определен победитель аукциона.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу исх. NКС-760 от 29.12.2022 Заказчик сообщил, что считает действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Холина альфосцерат правомерными, а требования Заявителя - не подлежащими удовлетворению.
В отзыве на жалобу N534 от 29.12.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников правомерно и обоснованно применила положения Постановления N 1289, а также Приказа N126н, поскольку в данном конкретном случае имелись правовые оснований для их применения.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, на основании части 4 статьи 14 Закона о ФКС федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объектом рассматриваемой закупки является лекарственный препарат Холин альфосцерат, который включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно требованиям подпунктов "а" и "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о ФКС не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона. На основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, аукционная комиссия обязана проверить заявки участников на соответствие положениями Постановления N 1289, а затем - соответствующие заявки на содержание документов и сведений, установленных в извещении об осуществлении закупки.
На участие в электронном аукционе приняли 9 участников:
Участник |
Страна происхождения товара |
Производитель предлагаемого товара |
Документ, подтверждающий страну происхождения товара |
105 |
РФ |
ООО "Велфарм" |
СТ-1 |
78 |
РФ |
ПАО "Биосинтез" |
СТ-1 |
28 |
РФ |
ООО "ЭЛЛАРА" |
СТ-1 |
55 |
РФ |
ООО "ЭЛЛАРА" |
СТ-1 |
126 |
РФ |
ООО "ЭЛЛАРА" |
СТ-1 |
92 |
РФ |
ООО "ЭЛЛАРА" |
СТ-1 |
197 |
РФ |
ООО "Б-ФАРМ" |
СТ-1 |
200 |
РФ |
ЗАО Фармфирма "Сотекс" |
СТ-1 |
124 |
РФ |
- |
- |
Проанализировав материалы дела, Комиссия Рязанского УФАС установила, что аукционной комиссией применен пункт 1 Постановления N 1289, поскольку в заявках с идентификационными номерами 105, 78, 28, 55, 126, 92, 197, 200 предложены к поставке товары из стран ЕАЭС, а также содержатся предложения о поставке лекарственных препаратов разных производителей.
По итогам рассмотрения аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки участника с идентификационными номерами 124 в связи с отсутствием в заявке документа, подтверждающего страну происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
При этом согласно пункту 1(1) Постановления N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1(2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пунктах 1(1) и 1(2) Постановления N 1289 участники закупки с идентификационными номерами 55 и 126 предоставили следующие документы и информацию:
- представили документ GMP/EAEU/RU00144-2021 и продекларировали информацию о документе СП-0001497/03/2022.
При этом заявки участников с идентификационными номерами 105, 78, 28, 92, 197, 200 не соответствуют требованиям пункта 1(2) Постановления N1289, поскольку в составе заявок указанных участников отсутствует совокупность требуемых сведений о документах (СП и GMP).
Вместе с тем Заявитель указывает на то обстоятельство, что в продекларированном участниками закупки документе СП-0001497/03/2022 не заполнен п. 2.А.1 "Стадии производства до получения молекулы", что не подтверждает, что ВСЕ стадии технологического процесса, начиная с синтеза молекулы действующего вещества при производстве фарм субстанции, проходят на территории ЕАЭС.
Вместе с тем согласно пункту 1(2) Постановления N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений об указанных документах, что и было исполнено участником с идентификационным номером 5.
Комиссия Рязанского УФАС России также считает необходимым отметить, что подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Комиссия Рязанского УФАС России также отмечает, что у аукционной комиссии отсутствует обязанность проверки достоверности сведений, предоставляемых в составе заявок на участие в электронном аукционе, более того, аукционная комиссия при рассмотрении заявок, поданных на участие в процедуре закупки, должна обладать достаточными документальными доказательствами о предоставлении недостоверной или несоответствующей информации.
Кроме того, согласно письму Минпромторга России N97941/19 от 04.10.2022 для фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников минерального, биологического, животного или растительного происхождения, предусмотрены технологические процессы, начиная с "обработки (без изменения молекулы)", и указание в документе СП стадий технологического процесса начинается с подпункта 2.А.2 "Стадия обработки (без изменения молекулы)". Тогда как для фармацевтических субстанций, метод получения которых химический либо биотехнологический синтез, информация о синтезе молекулы отображается в пункте 2.А.1 "Стадия производства до получения молекулы". При этом прочерк в подпункте 2.А.1 "Стадия производства до получения молекулы" документа СП не подтверждает, что все стадии производства лекарственного препарата осуществлены на территории Союза.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения дела УФАС России по Рязанской области в адрес производителя лекарственного препарата ООО "ЭЛЛАРА" направлен запрос о предоставлении документа СП-0001497/03/2022.
28.12.2022 ООО "ЭЛЛАРА" в ответ на запрос представлен вышеуказанный документ.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в рассматриваемом случае методом получения фармацевтической субстанции является выделение фармацевтической субстанции из источников растительного происхождения, следовательно, документ, представленный победителем в составе своей заявки с наличием прочерка в подпункте 2.А.1 "Стадия производства до получения молекулы", подтверждает, что все стадии производства лекарственного препарата осуществлены на территории Союза.
Вместе с тем согласно пп. г п. 1.4. Приказа 126 н для применения положений приказа необходимо в том числе соблюдение условия о том, что таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки.
Заявитель считает, что указанное условие не соблюдено.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что наименьшее ценовое предложение было у заявки подателя жалобы - 177 400,00 руб. При этом победителем электронного аукциона был признан участник, предложивший цену контракта 230 222,37 руб.
Таким образом, ценовое предложение победителя превышает ценовое предложение подателя жалобы на 29,78 процентов (52 822,37 руб.), следовательно, соблюдаются не все условия подпункта 1.4 Приказа N 126н, и подпункт 1.4 Приказа N126н не подлежит применению.
На основании вышеизложенного, проанализировав материалы рассматриваемого дела, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают требования ч. 5 ст.49 Закона о ФКС при рассмотрении заявок на участии в закупке и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Лизинг-Консалтинг" обоснованной в части неправомерного применения п. 1.4 Приказа N 126н по причине несоответствия заявки победителя положениям пп. "г" п. 1.4 Приказа N 126н.
2. Признать Аукционную комиссию Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" нарушившей ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В остальной части отказать.
4. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областная клиническая больница"), Уполномоченному учреждению (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений Закона о ФКС.
5. Передать материалы по делу N062/06/106-768/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 11 января 2023 г. N 062/06/106-768/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023