Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заказчика - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Заказчик): <_> (доверенность N11 от 09.01.2023),
представителя ООО "Хэлс медикал групп" (далее - Общество): <_> (доверенность от 30.12.2022 б/н),
в отсутствие:
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Хэлс медикал групп" (ИНН 6732039529) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2023 году (номер извещения в ЕИС - 0213100000322000210, далее - Запрос котировок), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
20.12.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 846 875,00 рублей.
27.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 27.12.2022 NИЗК1 поступило три заявки на участие, признанные соответствующими требованиям, победителем признано ООО "Хэлс медикал групп".
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно устным и письменным пояснениям представителей Общества, причиной неподписания контракта послужил неверный расчет ответственным сотрудником Общества <_>. сроков подписания проекта контракта. <_>. за неисполнение своих трудовых обязанностей наказана дисциплинарным взысканием. В подтверждение своих намерений заключить государственный контракт Общество начало процесс по выпуску независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, однако в связи со сжатыми сроками подписания контракта, не удалось совершить все действия, направленные на заключение контракта. Представитель Общества также пояснил, что сотрудница <_> рассчитала срок как при процедуре аукциона -5 дней, в связи с чем проект контракта не был подписан Обществом.
Согласно пояснениям представителя Заказчика <_>., 28.12.2022 (регламентированный день подписания проекта контракта) представители Заказчика связывались с представителями Общества и напоминали об обязанности Общества по заключению данного контракта, на что Заказчик получил ответ от Общества о том, что контракт будет подписан, обеспечение внесено в срок. Однако, 29.12.2022 данные действия Обществом совершены не были, Заказчиком 29.12.2022 был сформирован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта
27.12.2022 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется с учетом следующих особенностей: участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Регламентированный срок для подписания контракта - 28.12.2022.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, обеспечение исполнения контракта не внесено в срок, что со стороны Общества не отрицается.
Протоколом от 29.12.2022 NППУ20_1 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Хэлс медикал групп", выразившемся в следующем.
Общество знало о необходимости заключения контракта уже с момента опубликования протокола подведения итогов от 27.12.2022 NИЗК1. Согласно данным ЕИС Заказчик направил в адрес Общества проект контракта для подписания 27.12.2022 в 13:31 (МСК+1), то есть до 23:59 28.12.2022 Общество должно было совершить действия, направленные на заключение контракта. Фактически, у Общества было больше одного дня для осуществления действий, направленных на заключение контракта, то есть Общество заблаговременно должно было подготовить банковскую гарантию, подписать проект контракта в срок.
Доводы Общества, о том, что причиной не подписания контракта послужило халатное отношение сотрудника Общества к своим должностным обязанностям, Комиссия не считает заслуживающими внимания, поскольку, директор Общества, ответственный за осуществление деятельности своей организации допустил некомпетентного сотрудника к участию в процедуре государственных закупок, не смотря на незнание последним сроков подписания контракта при различных видах процедур, а именно при запросе котировок (один рабочий день). Кроме того, несмотря на активные действия представителей Заказчика, в части разъяснения сроков заключения контракта (несмотря на то, что данная обязанность не предусмотрена законодательно) Обществом все же полностью проигнорирована обязанность по его заключению.
Указание Общества на то, что им был заключен договор N 23/12/2022 от 23.12.2022 с иностранным поставщиком на поставку товара не является однозначным доказательством того, что требуемый по данной закупке товар был приобретен, оплачен и имелся в наличии у поставщика и дистрибьютора, поскольку товарных накладных или документов, подтверждающих оплату и заказ данного товара при рассмотрении настоящего дела не было представлено Обществом. Кроме того, невозможно однозначно определить для какой закупки или для какого Заказчика был заключен данный договор, поскольку количество товара (в штуках) не совпадает с потребностью Заказчика (Заказчику требуется 84375 шт, в договоре N 23/12/2022 от 23.12.2022 - 403200 шт).
Вместе с тем, представитель Общества на заседании комиссии подтвердил факт того, что обеспечение в виде банковской гарантии подготовлено в срок не было, документов, подтверждающих его оплату также не имеется, переписка с банком не велась. Относительно поставки товара представитель Общества не смог подтвердить его оплату, заказ согласно потребности Заказчика, установленной в документации по закупке, то есть данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество при заключении данного контракта проявило халатность, то есть действовало недобросовестно.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Хэлс медикал групп", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Хэлс медикал групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Хэлс медикал групп" (Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1, оф. 706, ИНН 6732039529, ОГРН 1126732008017, КПП 673201001, директор - Татьянок Валерия Валерьевна, ИНН 673213745910) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок на поставку специальных средств при нарушении функции выделения для обеспечения инвалидов в 2023 году (номер извещения в ЕИС - 0213100000322000210) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Хэлс медикал групп" (ИНН 6732039529) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
29.12.22 |
31.12.22 |
29.12.22 |
0 |
30.12.22 |
10.01.23 |
10.01.23 |
0 |
13.01.23 |
12.01.23 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10 января 2023 г. N 018/06/104-1105/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023