Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 10.01.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКП N 5 г. Челябинск" (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МерАн" (далее - ООО "МерАн", Общество), его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Общества от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку дверных блоков (извещение N 0369300263522000141) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Долгушиной Л.Г., Валеевой А.Р., действующих на основании доверенности от 18.04.2022;
- директора ООО "МерАн" Шаповаловой А.В., действующего на основании решения N 8 Единоличного участника Общества от 15.03.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 23.12.2022 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "МерАн", его участниках, единоличном исполнительном органе, в связи с уклонением Общества от заключения контракта.
Извещение N 0369300263522000141 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 02.12.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 132 780,55 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ООО "МерАн" в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер. В связи с этим, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "МерАн" Обществом 20.12.2022, в регламентированный срок, размещен подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки, а также информация о добросовестности участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе. Однако, в связи с техническим сбоем на электронной площадке "РТС-тендер" проект контракта не зафиксировался в качестве подписанного, о чем Обществу стало известно 22.12.2022. В связи с перебоями интернета, устранением технических проблем контракт удалось подписать 23.12.2022, с нарушением регламентированного срока.
Вместе с тем, по мнению представителя ООО "МерАн", Общество не уклонялось от заключения контракта, предприняло действия, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, 20.12.2022, в регламентированный срок, участник закупки на расчетный счет заказчика перечислил денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается копией платежного поручения N 511 от 20.12.2022 на сумму 13 278,06 рублей.
Также Обществом закуплен товар, необходимый для исполнения контракта, о чем свидетельствует копия счета на оплату N О-354\1476 от 21.12.2022, копия платежного поручения N 509 от 20.12.2022.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемого аукциона признано ООО "МерАн" с предложением о цене контракта 90 290,31 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 32%).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 14.12.2022.
Заказчиком 15.12.2022 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ООО "МерАн" в регламентированный срок (22.12.2022) на электронной площадке не размещен подписанный участником проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
ООО "МерАн" 23.12.2022 признано уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 23.12.2022 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ООО "МерАн" участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Обществом предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, Общество подписало контракт. В регламентированный срок (20.12.2022) участник закупки на расчетный счет заказчика перечислил денежные средства в качестве обеспечения исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждается копией платежного поручения N 511 от 20.12.2022 на сумму 13 278,06 рублей.
Также Обществом закуплен товар, необходимый для исполнения контракта, о чем свидетельствует копия счета на оплату N О-354\1476 от 21.12.2022, копия платежного поручения N 509 от 20.12.2022.
Исходя из материалов дела, заказчиком подтвержден факт предоставления ООО "МерАн" обеспечения исполнения контракта (распоряжение на зачисление средств N 511 от 20.12.2022).
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ООО "МерАн" по подписанию проекта контракта, предоставлению обеспечения исполнения контракта, что подтверждает намерение участника аукциона заключить контракт с заказчиком, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "МерАн" (ИНН 7447207456), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Т.А. Сорокина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 января 2023 г. N 074/06/104-3511/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023