Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ----------- - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
--------------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------------- - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России.
в присутствии:
Главы администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия - -------, назначенного на должность решением Совета депутатов Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 16.12.2020 года N 78;
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" - -----------, назначенного на должность приказом от 30.12.2015 года N 1;
представителя общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" - --------------, действующей на основании доверенности б/н от 20.12.2022 года, со сроком действия 1 (один) год, участвующей в заседании комиссии 16.01.2023 года, посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев 16 января 2023 года обращение Администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09 января 2023 года (вх.N22/23) посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru поступило обращение Администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик, Администрация) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" (далее - ООО "Первая проектная компания", Подрядчик) (ИНН: ------; КПП: ----; ОГРН: ------) адрес (место нахождения юридического лица): -------- генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" --------------- (ИНН: -------) в связи с принятием 28.12.2022 года Администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 28 от 29.09.2021 года на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Строительство водоочистной станции производительностью 900 м3/сутки и сетей водоснабжения протяженностью 2300 п.м. диаметром 160 мм, в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия", заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0109300031521000026 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Строительство водоочистной станции производительностью 900 м3/сутки и сетей водоснабжения протяженностью 2300 п.м. диаметром 160 мм, в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Аукцион).
Мордовское УФАС России, изучив обращение от 09 января 2022 г. (вх.N22/23) о включении сведений в отношении ООО "Первая проектная компания" в реестр недобросовестных поставщиков приняло его для дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр ООО "Первая проектная компания" письмом от 10 января 2023 года исх. N ДМ/28/23 назначено на 13 января 2023 на 15 час. 30 мин.
13 января 2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 16 часов 30 минут 16 января 2023 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
06.09.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком" размещено извещение N 0109300031521000026 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 600 000, 00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок: Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.
Дата и время окончания подачи заявок: 14.09.2021 23:59.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 15.09.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 16.09.2021.
Код бюджетной классификации: 9090502270F542570414.
Закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (федеральный проект "Чистая вода").
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16 сентября 2021 года N 0109300031521000026 по окончании указанного в извещении о проведении Аукциона срока подачи заявок 14.09.2021 23:59 (время московское) была подана единственная заявка от участника закупки, с идентификационным номером: 1. По результатам рассмотрения единственной заявки согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
29.09.2021 года между Администрацией и ООО "Первая проектная компания" заключен контракт N 28 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Строительство водоочистной станции производительностью 900 м3/сутки и сетей водоснабжения протяженностью 2300 п.м. диаметром 160 мм, в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" (реестровый номер контракта: 3132111429821000028) (далее - Контракт). Цена Контракта - составляет 1 600 000 (один миллион шестьсот тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% в сумме 266 666 (двести шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
Пунктом 2.3 Контракта установлено, что для проверки соответствия предоставленных Подрядчиком инженерных изысканий, проектной документации и (или) рабочей документации, предусмотренных настоящим контрактом, условиям контракта Заказчик своими силами или силами привлеченных экспертов (экспертных организаций) проводит экспертизу. В случае привлечения экспертов (экспертных организаций) результаты экспертизы оформляются в виде заключения.
Согласно пункту 2.4 Контракта в случае если по результатам такой экспертизы, установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненной работы, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненной работы, в случае выявления несоответствия этой работы условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке и устранено Подрядчиком.
Заказчик или уполномоченное им лицо направляет проектную документацию на государственную экспертизу и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости. Разработанная Подрядчиком проектная документация должна обеспечивать проведение государственной экспертизы и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости (пункт 2.6 Контракта).
При выявлении в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие согласований, отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.) в проектной документации и (или) получении отрицательного заключения государственной экспертизы Подрядчик обязан в срок 20 календарных дней с момента их получения за свой счет устранить все выявленные недостатки (пункт 2.8 Контракта).
В соответствии с приложением N 2 к Контракту выполнение работ осуществляется в следующем порядке: инженерные изыскания - в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта; разработка проектной и рабочей документации - до 20 января 2022 года; согласование проектной и рабочей документации с Заказчиком - в течение 10 календарных дней с даты предоставления проектной и рабочей документации Заказчику; получение заключения государственной экспертизы - в течение 42 рабочих дней с даты согласования проектной и рабочей документации.
Согласно пункту 4.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить инженерные изыскания и разработать проектную документацию в соответствии с требованиями настоящего Контракта, Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", задания на проектирование, действующих нормативных документов, стандартов, норм, правил, согласованную со всеми заинтересованными организациями и эксплуатационными службами.
Подрядчик обязан разработать рабочую документацию в объеме, обеспечивающем реализацию в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы (пункт 4.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
Согласно пункту 8.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Из обращения Администрации Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и представленных документов следует, что Подрядчик, в установленный Контрактом срок, не исполнил свои обязательства.
Принимая во внимание изложенное следует, что неисполнение Подрядчиком обязанностей по Контракту явилось основанием для принятия Заказчиком 28.12.2022 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 8.1 - 8.3 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, абзац 4 пункта 2 статьи 450, пункты 1, 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе информация о включении сведений в отношении ООО "Первая проектная компания" и его генеральном директоре Коновалове Артеме Геннадьевиче в Реестр направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 28.12.2022 года с использованием функционала ЕИС сформировано, подписано электронной подписью и размещено на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 48 от 29.09.2021 года.
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок "Решение об одностороннем отказе б/н от 28.12.2022" получено Подрядчиком в личном кабинете 28.12.2022 09:56 (МСК).
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Учитывая положения части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Подрядчика признается - 28.12.2022 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 08.01.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок - 09.01.2023 года.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что информация о расторжении Контракта размещена Заказчиком на официальном сайте в реестре контрактов 09.01.2023 14:31 (МСК) (Информация о расторжении контракта N31321114298 21 000028 0011 от 09.01.2023).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители ООО "Первая проектная компания" пояснили, что Подрядчик выполнил работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства, затем передал инженерные изыскания и проектную документацию Заказчику в электронном виде для прохождения экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости, что подтверждается актом N 08 от 11.03.2022 года сдачи- приемки выполненных работ по договору N 28 от 28.09.2021 г. Согласно данному акту выполненные Подрядчиком работы приняты Заказчиком, оформлены в надлежащем виде и удовлетворяют условиям Контракта. 31.03.2022 года по просьбе Заказчика Подрядчик подал заявление на проведение государственной экспертизы проектной документации, инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости от Заказчика в Государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" (далее ГАУ "Госэкспертиза Республики Мордовия"). 19.04.2022 года ГАУ "Госэкспертиза Республики Мордовия" были выданы замечания по результатам рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий. 21.04.2022 года Подрядчик направил в адрес Заказчика электронное письмо с выборкой замечаний в том числе в части направления деятельности: Санитарно-эпидемиологическая безопасность.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России Подрядчиком представлена копия отрицательного заключения государственной экспертизы от 02.12.2022 N 13-1-2-3-084915-2022, в которой, в том числе указывается на отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны (ЗСО) на проектируемые объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения (часть 5.2.2.4); не предоставление санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора в Республике Мордовия о соответствии водного объекта санитарным правилам (часть 5.2.2.10).
Из пояснений представителей Подрядчика следует, что получить положительное заключение государственной экспертизы не представляется возможным, поскольку Контрактом не предусмотрены виды работ по утверждению ЗСО, а имеющийся у Заказчика проект ЗСО государственная экспертиза не принимает, так как он утратил свою силу.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика согласился с вышеуказанными пояснениями представителей Подрядчика.
09.09.2022 года Подрядчиком было получено письмо от Заказчика с повторными замечаниями государственной экспертизы, согласно которым, в том числе, замечание по проекту ЗСО не было устранено.
10.11.2022 года Подрядчик получил претензию от Заказчика N 889 с требованием устранить недостатки, выявленные государственной экспертизой. 16.10.2022 года Подрядчик направил в адрес Заказчика ответ на претензию (Письмо N 223 от 16.10.2022 г.), в котором сообщает, что при заключении Контракта не были учтены работы по определению зон санитарной охраны.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, оставил вопрос включения сведений в отношении ООО "Первая проектная компания" в реестр недобросовестных поставщиков на усмотрение Комиссии.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая во внимание пояснения представителей Подрядчика и Заказчика, а также основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Первая проектная компания" и его генеральном директоре Коновалове Артеме Геннадьевиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку не выполнение в установленный Контрактом срок работ произошло, в том числе в следствии отсутствия у Заказчика актуальной СЗО, а также отсутствие данных видов работ в Контракте, что подтверждается отрицательным заключением государственной экспертизы от 02.12.2022 N 13-1-2-3-084915-2022.
В связи с этим, Комиссии Мордовского УФАС России не предоставляется возможным прийти к однозначному выводу о недобросовестности поведения Подрядчика при исполнении Контракта.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе: размер аванса, устанавливаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса) (в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей на момент заключения Контракта).
Пунктом 3.3 Контракта установлено, что Заказчик производит выплату авансового платежа Подрядчику на расчетный счет, указанный в настоящем контракте, в размере 30 (тридцать) % от цены контракта, указанной в пункте 3.1 настоящего контракта, в сумме 480 000 (четыреста восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС - 20 % в сумме 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня выставления последним счета на перечисление авансового платежа, но не ранее регистрации контракта Заказчиком в реестре контрактов, заключаемых заказчиками.
Однако в извещении о проведении Аукциона данное требование не установлено.
Следовательно, действия Заказчика, не установившего данное требование нарушают пункт 12 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 Закона о контрактной системе не более 30 дней, после исполнения им обязательств по контракту (пункт 11.10 Контракта).
Однако в извещении о проведении Аукциона установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Соответственно, срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта должен составлять не более 15 дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия в отношении общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" (ИНН: ------; КПП: ------; ОГРН: --------) адрес (место нахождения юридического лица): --------, генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Первая проектная компания" --------- (ИНН: ---------) в связи с принятием 28.12.2022 года Администрацией Торбеевского городского поселения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 28 от 29.09.2021 года на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Строительство водоочистной станции производительностью 900 м3/сутки и сетей водоснабжения протяженностью 2300 п.м. диаметром 160 мм, в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия", заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0109300031521000026 на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства "Строительство водоочистной станции производительностью 900 м3/сутки и сетей водоснабжения протяженностью 2300 п.м. диаметром 160 мм, в р.п. Торбеево Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 12 статьи 42, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 января 2023 г. N 013/06/104-1/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023