Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N557 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее-Уполномоченный орган), ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 257-ЭП/23 от 09.01.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание комплексных услуг по передаче тревожных сигналов с обеспечением выезда соответствующего подразделения Управления Вневедомственной Охраны Войск Национальной Гвардии Российской Федерации имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе, на объекты государственных бюджетных учреждений Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004722000493) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004722000493. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 244 320,00 рублей.
В жалобе ООО "МД-Консалтинг" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Извещением предусмотрено, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
"Копия действующей лицензии на услуги связи (Основание: пункт 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи", Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"). При окончании срока действия лицензии до исполнения обязательств по контракту Исполнитель в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии".
В соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи является лицензируемым видом деятельности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в пункте 1.1. Описания объекта закупки указано, что предметом контракта (объектом закупки) является оказание комплексных услуг по передаче тревожных сигналов с обеспечением выезда соответствующего подразделения Управления Вневедомственной Охраны Войск Национальной Гвардии Российской Федерации имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе, на объекты государственных бюджетных учреждений Невского района Санкт-Петербурга.
Раздел 3 Описания объекта закупки содержит требования к количеству, качеству услуг, к их техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам, среди которых предусмотрены следующие характеристики:
3.9. Исполнитель обязан непрерывно, круглосуточно и качественно оказывать комплексные по передаче тревожных сигналов с обеспечением выезда соответствующего подразделения Управления Вневедомственной Охраны Войск Национальной Гвардии Российской Федерации имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе, посредством собственного ПЦН и с применением ТСО, способных осуществлять передачу сигнальной информации с объектов Заказчика в автоматическом режиме в соответствующее районное подразделение ФГКУ "УВО ВНГ РФ по СПб и ЛО" и отвечающих следующим характеристикам:
3.9.1. ТСО должны поддерживать следующие каналы связи: Основной, приоритетный (Ethernet); О Резервный (GPRS) с поддержкой 2 SIM-карт, с возможностью переключения между операторами GSM сети в автоматическом режиме или по команде оперативного дежурного ПЦН Исполнителя.
3.9.2. ТСО должны обеспечивать передачу информации о состоянии канала связи на ПЦН исполнителя, включая информацию о текущем канале связи (Ethernet, GSM SIM1, GSM SIM-2) и уровне сигнала (только для канала стандарта GSM), с возможностью отображения указанной информации на АРМ ПЦН Исполнителя.
3.9.3.ТСО должны поддерживать два режима обмена сообщениями с ПЦН: Режим переключения. В режиме переключения связь ТСО с ПЦН осуществляется по основному, приоритетному каналу связи (Ethernet-сети) или по резервному каналу связи (закрытому каналу стандарта GSM);
Режим дублирования. В режиме дублирования ТСО устанавливают связь с ПЦН Исполнителя одновременно, как по основному(ЕФегпеГсети), так и по резервному (закрытому каналу стандарта GSM) каналам связи.
3.9.4.Обмен сообщениями между ТСО и ПЦН Исполнителя должен производиться по протоколу TCP в автоматическом режиме не менее 2-х раз в минуту. Обмен сообщениями должен быть зашифрован с использованием протоколов шифрования с закрытым ключом.
3.9.5.Количество контролируемых шлейфов не менее 6.
3.9.6.Наличие встроенной (в корпус приемно-контрольного блока ТСО) световой индикации о состоянии каждого шлейфа.
3.9.7.Наличие встроенной (в корпус блока ТСО) световой индикации о состоянии каждого шлейфа.
3.9.8.Переносные кнопки, входящие в состав ТСО должны иметь радиус действия не менее 1000 м. от ППК.;
3.9.9.В случае отсутствия на объекте Заказчика вышеприведенного оборудования, выполнить установку вышеприведённого оборудования на объектах Заказчика, в течении 2 (двух) рабочих дней с даты заключения контракта, без дополнительных расходов со стороны Заказчика Приложение N5 ("Акт передачи оборудования в пользование"); В минимальный комплект ТСО входит следующее оборудование: Прибор приемно-контрольный - 1 шт.;
Стационарная (проводная) тревожная кнопка - 1 шт.;
Радио (переносная) тревожная кнопка-2 шт.
3.9.10.Обеспечить передачу "тревожных сообщений" до пульта Исполнителя с последующим реагированием мобильных групп задержания ФГКУ "УВО ВНГ РФ по СПб и ЛО"
3.9.11.В рамках оказания услуг соблюдать следующие технические характеристики к предоставляемым каналам связи:
- Требование к каналу GSM: беспроводная линия связи, GSM, протокол ТСРЛР, полоса пропускания не менее 64 кБит/с;
- Наличие у исполнителя ресурсов для обеспечения фиксированной и защищённой связи между точкой приёма GSM трафика и ПЦН;
- Наличие программного обеспечения, позволяющего заполнять заявки в режиме on-line и хранить всю электронную базу адресов;
- Передачу данных должна происходить с использованием протокола BGP в ядро сети ФГКУ УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО;
- Должно быть организовано не менее двух действующих стыков с использованием протокола BGP между сетью исполнителя и ядром сети ФГКУ УВО ВНГ России по г. СПб и ЛО;
- Каналы связи с использованием технологии GPRS в приватном APN (только с услугой передачи данных, другие услуги должны быть отключены - сеть Интернет, голосовая передача данных, смс и прочие) на всех объектах заказчика со следующими минимальными характеристиками:
- Jitter (интервал между min/max уровнем latency) < 20мс;
- RSCP (Received Signal Code Powe - показатель мощности пилотного сигнала) > -85dBm;
- ЕС/IО (Energy per chip to Interference power ratio - отношение мощности сигнала к мощности помех) > -КМВт;
- RSSI (уровень принимаемого сигнала) > -90dBm;
- Latency (задержка).
Вышеуказанные технические требования полностью соотносятся с предметом закупки как услуги связи.
Описание объекта закупки относительно предмета закупки как услуги связи - передача сигналов между ТСО, установленными на Объектах государственных бюджетных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, и АРМ соответствующего подразделения ВНГ полностью соответствует установленным правилам оказания услуг связи, а именно правилам оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи", а так же правилам оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2606 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных".
В разделе 5 Описания объекта закупки содержится детализация комплексной услуги по передаче тревожных сигналов, в частности:
Наименование услуги Период предоставления
Оказание комплексных услуг по передаче тревожных сигналов с обеспечением выезда групп задержания соответствующего подразделения Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе, на объекты государственных бюджетных образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга: 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в течение всего срока действия контракта
1 Оказание услуг по передаче тревожных сигналов между ТСО, установленными на
Объектах государственных бюджетных образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, и АРМ соответствующего подразделения ВНГ, имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе и обеспечение выезда групп задержания войск национальной гвардии на Объекты с целью пресечения противоправных действий. 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в течение всего срока действия контракта
2 Техническое обслуживание ТСО и приемно-контрольного оборудования, в том числе: в течение всего срока действия контракта:
Внешний осмотр приемно-контрольных устройств на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности крепления и т.п. Не реже 1 раз в месяц
Внешний осмотр частей системы на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности крепления и т.п. Не реже 1 раз в месяц
Внешний осмотр шлейфов сигнализации на отсутствие повреждений, прочности крепления и т.п. Не реже 1 раз в месяц
Контроль основного и резервного источников питания, и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный. Не реже 1 раз в месяц
Контроль рабочего положения датчиков, угла зрения, исправности пультов.
Не реже 1 раз в месяц
Проверка работоспособности составных частей установки (приемно-контрольных устройств, датчиков, извещателей). Не реже 1 раз в месяц
Проверка работоспособности шлейфов. Не реже 1 раз в месяц Профилактические работы, инструктаж пользователей. Не реже 1 раз в квартал Текущий ремонт оборудования, входящего в комплексную систему обеспечения безопасности. По факту обнаружения неисправностей
Текущий ремонт приемно-контрольных приборов, входящих в комплексную систему обеспечения безопасности. По факту обнаружения неисправностей
Тестирование прохождения сигнала до пульта ГМЦ. Не реже 1 раз в месяц Восстановление клеевых соединений извещателей, двухпроводных линий, надписей и т.п. По факту обнаружения неисправностей
Замена вышедших из строя аккумуляторных батарей приемно-контрольных приборов по факту обнаружения неисправностей
Гарантийная замена приемно-передающего устройства в случае его поломки.
По факту обнаружения неисправностей
Представитель Заказчика также отметил, что в п. 1 - оказание услуг по передаче тревожных сигналов между ТСО, установленными на Объектах государственных бюджетных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, и АРМ соответствующего подразделения ВНГ, имеющего право осуществлять реагирование на договорной основе и обеспечение выезда групп задержания войск национальной гвардии на Объекты с целью пресечения противоправных действий является преобладающим по соотношению с иными услугами, указанными в п. 2, которые являются вспомогательными и сопутствующим к услуге связи, отраженной в п. 1, поскольку период оказания услуг в отношении п. 1 установлен 24 часа в сутки, семь дней в неделю, в течение всего срока действия контракта.
Указанный в п. 2 раздела 5.1. вид услуги как техническое обслуживание ТСО и приемноконтрольного оборудования напротив не является и не может в силу технических и функциональных характеристик являться самостоятельным предметом закупки, а является сопутствующим и технологически неразрывно связанным к оказании услуги связи - к предмету закупки, поскольку оказание сопутствующих услуг, таких как техническое обслуживание ТСО и приемно-контрольного оборудования необходимо и целесообразно для оказания услуги связи, являющейся предметом закупки и полностью соответствует требованиям и условиям:
Правил оказания телематических услуг связи, так например, в п. 9 Правил предусмотрено, что Оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные пунктом 32 настоящих Правил. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи;
- Правил оказания услуг связи по передаче данных, в п. 9 Правил предусмотрено, что Оказание услуг связи по передаче данных может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи по передаче данных и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных пунктами 34 и 35 настоящих Правил.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них действующей лицензии, следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 января 2023 г. N 44-89/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2023