Комиссия по контролю в сфере закупок Владимирского УФАС России, в составе:
_..., заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
__. заместителя начальника отдела;
__.главного специалиста-эксперта,
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), рассмотрела обращение ГБУЗ ВО "Киржачская РБ" в отношении ООО "ЛИДЕР" (ИНН 3327139422, КПП 332701001, ОГРН 1183328001625, адрес: юридический : 600033, Российская Федерация, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мещерская, д.1, этаж 2, офис 4) в реестр недобросовестных поставщиков, в присутствии представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела заявителя ГБУЗ ВО "Киржачская РБ": - __... (доверенность от 13.01.2023 N12), в присутствии представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела лица, в отношении которого подано заявление ООО "ЛИДЕР"- _.. (доверенность от 09.01.2023 г. б/н), _.. (решение N16 от 15.11.2019 г.).
13.01.2023г.в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 16.01.2023 г.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ ВО "Киржачская РБ" о включении информации об ООО "ЛИДЕР" ( далее- Общество, Подрядчик) в реестр
недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.12.2022 года.
Заказчик пояснил следующее.
22.12.2021 между ООО "Лидер" (далее Подрядчик) и ГБУЗ Владимирской области "Киржачская районная больница" (далее Заказчик) заключён гражданско-правовой договор на выполнение работ N 0128200000121007219.
Предмет договора - работы по Реконструкции входной группы здания поликлиники "Киржачская РБ" с устройством открытой регистратуры в сроки, предусмотренные контрактом.
Согласно п. 1.15. Контракта дата начала работ с даты подписания контракта, дата окончания работ завершить её в срок, не превышающий 10 месяцев.
По мнению Заказчика, Подрядчик неоднократно нарушал сроки выполнения работ, со стороны Заказчика проводилась претензионная работа, направлялись письма, направлялись письма, ответственные лица Заказчика фиксировали отклонения от сроков выполнения работ.
Подрядчик проигнорировал неоднократные просьбы об ускорении процесса завершения работ, в связи, с чем нарушил существенные условия контракта. Сдача объекта не представляется возможным.
Недобросовестность Подрядчика, по мнению Заказчика, ае подтверждается следующими обстоятельствами:
- в соответствии с ранее предоставленным Подрядчиком графиком производства работ, работы на уличной площадке, а именно отделочные и строительные работы пристройки и фасада здания должны были начаться в июне 2022 г.;
благоустройство территории должно было начаться в сентябре 2022 года. При этом Подрядчик, также как и Заказчик, в июне-июле 2022 года при фактическом начале работ Подрядчиком на улице вне здания просто упустили из виду тот факт, что формальная по акту передача уличной строительной площадки не произведена и акт не подписан.
16.12.2022 г. - принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2022 г.-размещение решения в ЕИС.
Представитель ООО "ЛИДЕР", считает решение Заказчика необоснованным и незаконным в виду следующего.
Согласно пункту 10.2.5 Договора проектно-сметная документация признаётся частью Договора и является его приложением N 5.
Подрядчик является строительной организацией, должен по условиям договора выполнить строительные работы, определённые набором проектно-сметной документации и не обязан нести ответственность за качество такой проектно-сметной документации и её полноту.
Заказчик же обязан передать Подрядчику качественную проектно-сметную документацию, своевременно предоставить строительную площадку и содействовать Подрядчику при возникновении препятствий в исполнении договора.
Общество считает, что в рассматриваемом случае Заказчик многократно нарушил свои обязанности по договору, не исполнял требования законодательства, регулирующие отношения по договору строительного подряда, и не содействовал Подрядчику в устранении возникших по вине Заказчика препятствий.
Так, строительная площадка Заказчиком не была подготовлена к передаче Подрядчику в момент заключения договора 22.12.2021.
В полном объёме Заказчик передал строительную площадку лишь 31.10.2022 - таким образом, вина в просрочке исполнения договора лежит на стороне Заказчика (акт от 31.10.2022 представлен).
Данное обстоятельство является нарушением положений части 1 статьи 747 ГК РФ, о чём Заказчик проинформирован в письменном виде.
Кроме того, Заказчик до настоящего времени не передал Подрядчику проектно-сметную документацию, которая бы позволила Подрядчику выполнить предусмотренные Договором работы надлежащим образом.
В период 22.02.2022 г. по 20.06.2022 г. Стороны составили 16 (шестнадцать) актов о необходимости проведения дополнительных работ, которые не предусмотрены проектно-сметной документацией работы, но без выполнения которых невозможно качественное завершение работ по Договору (копии актов представлены в УФАС).
В каждом из актов указаны конкретные виды работ (демонтаж не учтённых перегородок, которые присутствуют на объекте, укрепление каркасов - также не предусмотренное проектом и сметой, монтаж облицовки, замена материалов и т.д.), которые необходимо выполнить.
В соответствии с требованиями статьи 743 ГК РФ Подрядчик проинформировал Заказчика о необходимости осуществления дополнительных работ, с чем согласился сам Заказчик, организация строительного контроля и организация авторского надзора (подписи в актах имеются).
Заказчик в данном случае был обязан внести исправления в проектно-сметную документацию и определить свои возможности и источники финансирования согласованных дополнительных работ.
Подрядчик ожидал необходимых действий от Заказчика вплоть до 16.12.2022, поскольку согласованные Сторонами дополнительные работы требуют не только дополнительного финансирования но и дополнительного времени - не предусмотренного проектом.
Поскольку Заказчик так и не исполнил своих обязательств по договору, не внёс никаких изменений в проектно-сметную документацию и не решил вопрос финансирования дополнительных работ, Подрядчик оказался вынужден в соответствии с требованиями статей 716 и 743 ГК РФ приостановить работы на Объекте.
О приостановлении работ Подрядчик уведомил Заказчика письмом N 117 от 16.12.2022 г.
Таким образом Общество полагает что, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является незаконным и необоснованным.
В связи с вышеизложенным, ООО "ЛИДЕР" просит в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
22.12.2021 г. между ООО "Лидер" и ГБУЗ ВО "Киржачская районная больница" заключён гражданско-правовой договор на выполнение работ по Реконструкции входной группы здания поликлиники "Киржачская РБ" с устройством открытой регистратуры по адресу: Владимирская область, г. Киржач, ул. Больничный проезд, дом 11а (закупка N 0128200000121007219).
В соответствии с пунктом 1.15 Договора (с учётом дополнения от 30.08.2022) дата начала работ с даты подписания контракта, дата окончания работ завершить её в срок, не превышающий 10 месяцев.
Согласно пункту 10.2.5 Договора проектно-сметная документация признаётся частью Договора и является его приложением N 5.
Из обращения заказчика установлено, что Подрядчик проигнорировал неоднократные просьбы об ускорении процесса завершения работ, в связи, с чем нарушил существенные условия контракта. Сдача объекта не представляется возможным.
Общество считает, что в рассматриваемом случае Заказчик многократно нарушил свои обязанности по договору, не исполнял требования законодательства, регулирующие отношения по договору строительного подряда, и не содействовал Подрядчику в устранении возникших по вине Заказчика препятствий.
Так, строительная площадка Заказчиком не была подготовлена к передаче Подрядчику в момент заключения договора 22.12.2021.
В полном объёме Заказчик передал строительную площадку лишь 31.10.2022 - таким образом, вина в просрочке исполнения договора лежит на стороне Заказчика (акт от 31.10.2022 представлен).
В период 22.02.2022 г. по 20.06.2022 г. Стороны составили 16 (шестнадцать) актов о необходимости проведения дополнительных работ, которые не предусмотрены проектно-сметной документацией работы, но без выполнения которых невозможно качественное завершение работ по Договору.
О приостановлении работ Подрядчик уведомил Заказчика письмом N 117 от 16.12.2022 г.
16.12.2022 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнении контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в системе ЕИС 19.12.2022 г.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, согласно действующему законодательству, 16.12.2022 г. - дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата расторжения гражданско-правового договора - 30.12.2022 г.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "ЛИДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
В материалах дела имеются акты о необходимости проведения дополнительных работ в количестве 16 (шестнадцать) единиц. В актах указаны не предусмотренные проектно-сметной документацией работы, без выполнения которых невозможно качественное исполнения работ по Договору (копии актов прилагаются)
Кроме того, согласно документам передача земельного участка по Договору состоялась лишь 31.10.2022, о чём составлен двусторонний акт между Заказчиком и Подрядчиком.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "ЛИДЕР" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного гражданско-правового договора. Данное обстоятельство подтверждается пояснением Общества, а также копиями представленных документов.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУЗ ВО "Киржачская РБ" о включении информации об ООО "ЛИДЕР" (ИНН 3327139422, КПП 332701001, ОГРН 1183328001625, адрес: юридический : 600033, Российская Федерация, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мещерская, д.1, этаж 2, офис 4) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 января 2023 г. N РНП33-1908
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2023