18.10.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Меттэмпласт-НН" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для нужд центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100001423000020) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 2 280 000 руб.;
4) начальная сумма цен товара, работы, услуги: 202 070,66 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109090140390020244;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.10.2023;
7) на участие в Аукционе подано 7 заявки от участников закупки;
8) дата подачи ценовых предложений - 09.10.2023;
9) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 7 участниками Аукциона;
10) по результатам рассмотрения заявок 4 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Юникс" с минимальным предложением суммы цен единиц товара, работы, услуги 139 428,55 руб.
1. Согласно доводу заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе в связи с несоответствием технических характеристик Товара, представленных в заявке на участие в закупке с характеристиками из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - Реестр).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки содержится информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно положениям пункта 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренных Постановлением N 616 (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Постановления N 616 в целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции).
Абзацем 2 пункта 10 Постановления N 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: "Отклонить заявку на участие в закупке по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствие таких информации и документов требованиям". Участник закупки по позиции "Экран настольный" предоставил реестровый номер товара из российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, характеристики которого не соответствуют характеристикам, указанным в заявке участника закупки (согласно реестровому номеру 681\12\2023 "Экран настольный" высота товара 400 мм; длина товара 600 мм, при указании в заявке участника закупки Длина, см-120".
Согласно Извещению объектом закупки является поставка офисной мебели (далее - Товар), с кодом ОКПД 2 31.01 "Мебель для офисов и предприятий торговли", который включен в Перечень, в связи с чем в Извещении установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителем для подтверждения соответствия требованиям Постановления N 616 к позиции Товара "экран настольный" (далее - Экран настольный) представлен номер реестровой записи из Реестра 681\12\2023 от 30.03.2023 (далее - Реестр 681\12\2023).
Комиссией установлено, что в составе заявки Заявителя в отношении показателя Экрана настольного "высота", указано значение "см - 30".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с выпиской из Реестра 681\12\2023 в отношении показателя Экрана настольного "высота" указано значение "400 мм", что не соответствует сведениям, представленным в заявке Заявителя, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что заявки участника закупки с идентификационным номером "144467" (далее - Участник закупки N 1) и участника закупки с идентификационным номером "143960" (далее - Участник закупки N 2) отклонены по аналогичному основанию.
Вместе с тем опубликование промышленной продукции (товара) в каталоге государственной информационной системы промышленности (далее - ГИСП) осуществляется на основании данных, представляемых субъектами деятельности в сфере промышленности для целей соответствия положениям постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 N 1604 "О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (вместе с "Правилами предоставления субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности").
При этом информация из каталога ГИСП может содержать отличную информацию от той, которая была внесена в реестр, и носить ознакомительный характер.
Таким образом, в соответствии с положениями Постановления N 616, целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик неправомерно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявок Заявителя, Участников закупки N 1, 2 требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - Правила формирования каталога, Правила использования каталога), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в пункте 5 Правил использования каталога.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлены требования к характеристике позиций поставляемого Товара - "шкаф для документов тип 2", "шкаф для документов тип 3" в соответствии с Каталогом (позиция Каталога: 31.01.12.139-00000001) (далее соответственно - Шкафы для документов, Позиция Каталога).
Согласно описанию объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) к Шкафам для документов установлена дополнительная характеристика "тип фасада" со значением характеристики "комбинированный".
Вместе с тем Позицией Каталога установлена необязательная для применения характеристика "тип фасада" со значениями характеристики "закрытый", "открытый", "полуоткрытый".
Таким образом, Заказчиком к Шкафам для документов установлена необязательная характеристика, предусмотренная Позицией Каталога, но значение характеристики установлено не в соответствии с Позицией Каталога, что нарушает Правила использования каталога и не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Описанием объекта закупки установлено, что цвет Товара согласовывается с Заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что требование Заказчика о согласовании поставщиком цвета Товара является неправомерным, поскольку установление указанного требования ставит поставщика в зависимость от волеизъявления Заказчика, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе и может привести к невозможности исполнения поставщиком контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Описании объекта закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меттэмпласт-НН" обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 18.10.2023 по делу N 28/06/105-2354/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 октября 2023 г. N 28/06/105-2354/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2023