17 марта 2022 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии по видеоконференцсвязи представителя Уполномоченного органа - управления закупок администрации МО г. Краснодар Коломийца С.С. (доверенность в материалах дела), в присутствии представителя Заказчика - МКУ "УКХБ" МО г. Краснодар, в отсутствие представителей ООО "Стиль", рассмотрев жалобу ООО "Стиль" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МКУ "УКХБ" МО г. Краснодар при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по техническому обслуживанию фонтанов, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119422000110) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует дополнительные требования к участникам закупки установленные Заказчиком, в виду того, что фонтаны относятся к малым архитектурным формам.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Уполномоченный орган, Заказчик не согласны с доводами жалобы и считают, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился электронный аукцион: Оказание услуг по техническому обслуживанию фонтанов, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар" (извещение N 0318300119422000110).
Заказчик - МКУ "УКХБ" МО г. Краснодар.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 122 115, 26 рублей.
Согласно ч.1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Объектом закупки является: Оказание услуг по техническому обслуживанию фонтанов, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар" НМЦК - 10 122 115, 26 руб.
На основании п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В извещении электронного аукциона к участникам закупки установлены требования:
Требования к участникам |
Установлены единые требования к участникам закупки, в соответствии с пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено 3 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" 3 . 1 Требования в соответствии с позицией 14 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571 Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Согласно подп. а) ч.3 ПП N2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей
Подп.б) ч.3 ПП 2571 гласит, что для целей настоящего постановления установить: договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно Разделу 2 "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" к ПП N2571:
Услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений |
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг |
В "Описании объекта закупки" указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Исходя из положений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Градостроительного кодекса "Оказание услуг по эксплуатации систем автоматизации вентиляции, систем автоматизации теплопотребления и горячего водоснабжения, систем и оборудования, обеспечивающих теплоснабжение, водоснабжение, канализование (водоотведение), электроснабжение, электроосвещение и вентиляции", являющееся объектом закупки, непосредственно относится к услугам по техническому обслуживанию зданий и сооружений и на такие услуги распространяются требования позиции 14 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под некапитальным строением, сооружением понимаются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Согласно пункту 3.1.1.2 ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 сооружение - это объект капитального строительства, в частности, такие сооружения, как дамба, мост, дорога, железная дорога, взлетно-посадочная полоса, инженерные коммуникации, трубопровод, канализационная система или результат дноуглубительных работ, земляных работ, геотехнических процессов, за исключением зданий и относящихся к ним строений на территории строительной площадки.
Фонтаны, для которых закупаются услуги по техническому обслуживанию, состоят из надземной части (чаша) и подземной части (насосная комната, фундамент).
Фонтанная чаша - это железобетонная монолитная конструкция, имеющая прочную связь с землей посредством монолитного железобетонного фундамента.
Насосная комната - неотъемлемая часть фонтана и согласно ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия" является гидротехническим сооружением. Она размещается в отдельно стоящих зданиях или пристройках, либо непосредственно в защищаемых зданиях на первом, цокольном или на первом, подземном этаже она должна иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу.
В связи с вышеизложенным, весь комплекс сооружений (фонтан и насосная станция) представляет собой единый технологический комплекс. Таким образом, указанные фонтаны, являются объектами недвижимости, поскольку они относятся к недвижимому имуществу, как стационарные сооружения, построенные на основании проектной документации, смонтированные на специально возведённых для них фундаментах и к ним подведены стационарные коммуникации по электро и водоснабжению. Перемещение фонтана без причинения ему несоразмерного ущерба для использования фонтана по назначению невозможно. Фонтан внесен в реестр прав на недвижимое имущество.
Соответственно фонтан не является малой архитектурной формой, не регулируется приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.03.2017 N597/пр "О формировании классификатора строительных ресурсов", имеет значительно иные качественные и технические характеристики.
Таким образом, фонтаны относятся к объектам недвижимости, являются сооружениями (объектами капитального строительства) и не могут относиться к малым архитектурным формам.
Таким образом, установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки является правомерным и не нарушает положения Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стиль" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300119422000110).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 марта 2022 г. N 023/06/42-944/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022