Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 238034-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" разработан в целях реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу развития информационно-коммуникационных технологий и связи от 3 июля 2020 года N Пр-1068, а также по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 01.09.2022 года N Пр-1553, касающихся обеспечения недискриминационного доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных жилых домов для размещения сетей и средств электросвязи в целях повышения конкуренции и расширения предложения операторов связи на рынке предоставления услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" собственникам помещений многоквартирных жилых домов.
Законопроект также направлен на реализацию положений Конституции Российской Федерации, в том числе изменений, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и одобренных в ходе общероссийского голосования, в части обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, защиты конституционных прав граждан и производного от них права частной собственности, в том числе на общее имущество в многоквартирных домах, права граждан на доступ к информации.
Отсутствие правового регулирования отношений между лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, и операторами связи приводит к нарушению указанных конституционных прав граждан.
Зачастую эти нарушения связаны:
1) с неправомерными отказами лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в доступе операторов связи в многоквартирные дома, которые основаны на недобросовестной конкуренции, незаконности требований по внесению платежей;
2) с неправомерными действиями операторов связи по размещению сетей и оборудования в многоквартирном доме, влекущими порчу или уничтожение общего имущества в многоквартирном доме.
В результате собственники помещений в многоквартирном доме, с одной стороны, не могут заключить с выбранными ими операторами связи абонентские договоры и пользоваться услугами связи, с другой стороны, не обеспечивается комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме.
Законопроект направлен на создание комфортных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах при размещении и эксплуатации сетей связи и беспрепятственного предоставления им качественных услуг связи.
Для достижения указанных целей законопроектом предусматриваются следующие положения.
1. Собственники помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании наделяют лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одного из собственников или подрядную организацию, обслуживающую сети дома, полномочием по использованию общего имущества для получения жителями услуг связи (Интернет, телефон, АСКУЭ, пожарная сигнализация и т.д.). Данное полномочие действует на весь период деятельности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, подрядной организации, полномочий одного из собственников.
2. Указанное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме организуется в следующем порядке:
- любой собственник обращается письменно к лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, совету многоквартирного дома для организации и проведения общего собрания;
- лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, совет многоквартирного дома обязаны организовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней с момента обращения собственника;
- если общее собрание не состоится, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, совет многоквартирного дома обязаны провести повторное общее собрание. Это необходимо для того, чтобы исключить случаи уклонения указанных лиц от принятия собственниками соответствующего решения и получения впоследствии жителями услуг связи.
3. Отношения между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, одним из собственников помещений в многоквартирном доме, подрядной организацией (после наделения их общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующим полномочием) и операторами связи строятся в силу закона, что допустимо в соответствии со ст. 8, п. 2 ст. 307 ГК РФ). Следует отметить, что аналогичная конструкция уже предусмотрена в Жилищном кодексе Российской Федерации между региональным оператором и собственниками помещений в многоквартирном доме в отношениях организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Для этого устанавливается обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, одного из собственников помещений в многоквартирном доме, подрядной организации использовать общее имущество для предоставления доступа операторам связи, обеспечивая тем самым жителей дома услугами связи.
В свою очередь, операторы связи обязаны размещать, эксплуатировать и демонтировать сети связи в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Законодательное (а не договорное) регулирование отношений гарантирует гражданам получение услуг связи в многоквартирном доме, исключая злоупотребления как со стороны лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, так и со стороны операторов связи. Иными словами предлагается установить прозрачные, обязательные для исполнения лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и операторами связи требования, права и обязанности каждой из сторон и их ответственность, в том числе перед жителями дома.
4. Чтобы исключить случаи монополизации услуг связи в многоквартирном доме и предоставить равные возможности входа в многоквартирный дом операторам связи, поставленные в зависимость от волеизъявления большинства собственников, в законопроекте предусматривается возможность смены оператора связи и демонтажа его сетей связи собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания.
5. Чтобы исключить случаи необоснованного взимания лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, платы с операторов связи, законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению порядка определения соответствующего размера платы.
Указанная плата вносится операторами связи лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, одному из собственников помещений в многоквартирном доме, подрядной организации, если иное не решат собственники на своем общем собрании.
В плату законопроектом предлагается включать расходы за электроэнергию, а также расходы на выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества, которые возникли при размещении и эксплуатации сетей связи. Таким образом, устанавливается целевое направление указанных средств, т.к. сегодня собственники помещений в многоквартирном доме не видят, куда расходуются средства лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, полученные от операторов связи.
В законопроекте предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании освободить операторов связи от внесения платы за использование общего имущества в многоквартирном доме.
6. Для многоквартирных домов со 100% или более 50% доли государственной или муниципальной собственности законопроектом сохраняется порядок предоставления доступа операторам связи в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции". Органы государственной власти и органы местного самоуправления заключают договор аренды имуществом для размещения сетей связи.
7. В переходных положениях законопроекта предлагается сохранить действие ранее заключенных договоров между лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и операторами связи в той части, которая не противоречит вводимым в Жилищный кодекс Российской Федерации положениям. Операторы связи могут продолжать эксплуатировать свои сети и после вступления в силу Федерального закона, но только если они ранее их эксплуатировали в соответствии с договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует принятие Правительством Российской Федерации нормативного правового акта - "Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом при размещении и эксплуатации сетей связи в многоквартирном доме". Предлагается установить трехмесячный срок принятия указанного нормативного правового акта со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.