Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 100442-8 "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается частично отменить ряд требований законодательства по ограничению или запрету определенных видов хозяйственной деятельности в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а также сократить ширину прибрежной защитной полосы водных объектов с 200 до 50 метров на территориях субъектов Российской Федерации, 10% территории которых отнесено к землям водного фонда.
В качестве обоснования проектируемых норм в пояснительной записке используется анализ соотношения земель водного фонда только Республики Карелия, хотя проектируемые законопроектом изменения затронут всю территорию Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, на которых находятся поверхностные водные объекты, при этом Водный кодекс Российской Федерации к поверхностным водным объектам относит в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы), болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники.
Пояснительные материалы к законопроекту не содержат сведений о площади земель водного фонда в иных субъектах Российской Федерации, а также анализа последствий предлагаемого регулирования.
Комитет отмечает, что Российская Федерация, располагая значительными водными ресурсами, в целом ряде субъектов Российской Федерации испытывает острый дефицит воды, обусловленный ее неравномерным распределением по территории, а также низким качеством вод.
В ряде субъектов Российской Федерации, несмотря на значительное количество водных объектов, из-за отсутствия инфраструктуры и низкой плотности населения доступ к водным объектам и их хозяйственное использование значительно затруднено.
Таким образом, формальный подход к уменьшению ширины прибрежной защитной полосы водных объектов исходя из соотношения площади субъекта Российской Федерации и земель водного фонда может привести к чрезмерному использованию водных объектов, расположенных вблизи населенных пунктов с развитой инфраструктурой, и невозможности их использования для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в связи с ухудшением качества воды.
В пояснительной записке к законопроекту также указывается, что все водные объекты Республики Карелия относятся к водным объектам "особо ценного рыбохозяйственного значения", однако данная формулировка признана утратившей силу Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 420-ФЗ "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации".
Также в обосновании указывается на то, что установление особенностей правового режима водоохранных зон, включая прибрежные защитные полосы, в статье 65 Водного кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 года произошло без введения необходимого переходного периода.
С этим утверждением нельзя согласиться, поскольку действовавшее ранее водное законодательство также предусматривало строгий правовой режим водоохранных зон, включая прибрежные защитные полосы. При этом действующий Водный кодекс Российской Федерации по сравнению с предыдущим Водным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами существенным образом снизил объем ограничений хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон.
Следует также отметить, что уменьшение ширины прибрежной полосы может привести к загрязнению, засорению, заилению водных объектов, истощению их вод, а также поставит под угрозу сохранение особо ценных водных биологических ресурсов. Кроме того, уменьшение ширины прибрежной защитной полосы может привести к уничтожению прибрежных защитных лесов, травянистого покрова побережий и загрязнению водных объектов смываемыми фракциями почвы.
Законопроект содержит положения, которые противоречат ряду федеральный законов. В частности, законопроект разрешает размещение кладбищ в границах водоохранной зоны и ее прибрежных защитных полос, что противоречит статье 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".
При этом законопроектом не определяется ширина прибрежной защитной полосы в отношении земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и предоставленных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, что создаст существенный правовой пробел и приведет к проблемам в правоприменительной практике.
Определение в законопроекте ширины прибрежной защитной полосы и видов деятельности, разрешенных в ее границах, в прямой зависимости от соотношения площади земель водного фонда и общей площади субъекта Российской Федерации является некорректным, так как не будет учитывать фактическую площадь территории субъекта Российской Федерации, занятой поверхностными водными объектами, при этом данное изменение ставит в неравное положение юридических и физических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в субъектах Российской Федерации, площадь земель водного фонда которых не превышает установленных законопроектом значений.
Кроме того, наделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующим полномочием по выдаче заключения о возможности осуществления хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежной защитной полосы потребует внесения изменений в перечень полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, и в перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных статьей 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды". При этом законопроект внесение корреспондирующих изменений не предусматривает.
Также полномочие по выдаче такого заключения приведет к дополнительной нагрузке на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, при этом в материалах к законопроекту отсутствует информация о возможных финансовых последствиях предлагаемых изменений, а также о порядке и источниках исполнения новых видов расходных обязательств.
Вместе с тем, в целях обеспечения вовлечения на территории Республики Карелия в хозяйственный оборот перспективных для развития сельского хозяйства земельных участков, находящихся в границах прибрежных защитных полос, представляется целесообразным при необходимости пересмотреть ширину таких полос с учетом отнесения соответствующих водных объектов к местам обитания особо ценных видов водных биологических ресурсов с привлечением рыбохозяйственных научных учреждений.
На законопроект поступило отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации с учетом позиции Минприроды России и Минсельхоза России,и Экспертного управления Президента Российской Федерации не может рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 100442-8 "О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.