Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на смягчение уголовной ответственности за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также на уточнение механизма привлечения к ответственности по налоговым преступлениям.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать реализации государственной политики в сфере совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства направленной на защиту предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
При этом Комитет считает возможным отметить следующее.
Законопроектом предлагается перевести преступления, предусмотренные статьями 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов), 199.1 (Неисполнение обязанностей налогового агента) и 199.2 (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов) Уголовного кодекса Российской Федерации, из категории "тяжкие преступления" в категорию "преступления средней тяжести", сократив максимальный срок лишения свободы по названным статьям с 6 и 7 до 5 лет, а для статьи 199.4 (Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд) - категорию изменить на "преступления небольшой тяжести", а максимальный срок лишения свободы сократить с 4 до 3 лет.
Изменение максимальных сроков лишения свободы влечет изменение сроков давности привлечения к уголовной ответственности по указанным составам: по статьям 199 - 199.2 максимальный срок давности составит 6 лет, вместо 10, а по статье 199.4 - 2 года.
Важно, что предлагаемое изменение сроков давности привлечения к уголовной ответственности по указанным статьям соответствует сроку хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, - 5 лет (для исчисления и уплаты страховых взносов - 6 лет). Этот общий срок соответствует максимальной глубине выездных налоговых проверок.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В частности, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с уплатой в полном объеме сумм недоимки, пеней, штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (проектируемый пункт 7 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом статьей 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уже предусмотрена обязанность прекратить уголовные дела по статьям 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.
Также необходимо учитывать, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях могут служить только материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (часть первая.3 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). При этом для статьи 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации такого правила не предусмотрено. В целях единообразного подхода к поводам возбуждения уголовного дела по преступлениям схожего характера полагаем целесообразным ко второму чтению предусмотреть аналогичное правило для статьи 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предлагает дополнить Уголовно-процессуальный кодекс правилом о том, что по сообщениям о преступлениях, предусмотренным статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, руководитель следственного органа, следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии данных, подтверждающих информацию об уплате сумм недоимки и соответствующих пеней, а также суммы штрафа в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом, как было отмечено ранее, поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 - 199.1 могут служить только материалы, направленные налоговыми органами.
Более того, предлагаемая законопроектом формулировка "при наличии данных" носит неопределенный характер. Вместе с тем из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных статьями 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 29 июня 2012 года N 16-П и др.).
Следовательно, предлагаемая редакция части первой.2 статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ко второму чтению нуждается в уточнении.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству концептуально поддерживает проект федерального закона N 301951-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и его принятие в первом чтении.
Председатель комитета |
А.В.Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.