Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 22 мая 2023 г. N 3.4-02/1113
по Федеральному закону "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооружённых силах в Европе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам рассмотрел Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооружённых силах в Европе" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 мая 2023 года.
Договор об обычных вооружённых силах в Европе (далее - ДОВСЕ) был подписан в городе Париже 19 ноября 1990 года и вступил в силу 9 ноября 1992 года. В его основе лежала система количественных ограничений пяти основных категорий обычных вооружений и техники в обычных вооружённых силах государств-участников в районе применения ДОВСЕ (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор): боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы калибра 100 мм и выше, боевые самолёты и ударные вертолёты.
Целью ДОВСЕ было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения Организации Варшавского договора (ОВД) и Организации Североатлантического договора (НАТО).
После прекращения существования ОВД и распада СССР, вывода советских и российских войск из Центральной и Восточной Европы, а также из стран Прибалтики, двух волн расширения НАТО договорные механизмы, поддерживавшие баланс сил между ОВД и НАТО, начали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за превышения НАТО установленных для него уровней вследствие расширения блока на восток.
Учитывая эти изменения, Российская Федерация разработала Соглашение об адаптации ДОВСЕ (подписано 19 ноября 1999 года в Стамбуле). Оно предполагало переход от зонально-блоковой структуры ДОВСЕ к национальным и территориальным предельным уровням вооружений и техники для каждого государства - участника ДОВСЕ. Однако указанное Соглашение было ратифицировано только Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию) и не вступило в силу из-за неконструктивной позиции стран НАТО, обусловивших его ратификацию выводом российских войск из Грузии (на тот момент) и Молдавии.
В целях полноценной реализации ДОВСЕ в существовавших на тот момент военно-политических условиях Российская Федерация также настаивала на возвращении Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижении суммы разрешённых уровней и наличии обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; отмене фланговых подуровней для территории России и ряде других мер. Эти предложения игнорировались НАТО.
Сложившаяся ситуация потребовала приостановления выполнения Российской Федерацией ДОВСЕ Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года N 872, Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 276-ФЗ. Приостановление, в частности, предполагало временное прекращение предоставления Россией информации, приёма и проведения инспекций, а также отказ от соблюдения лимитов на обычные вооружения. Как отмечал Комитет Совета Федерации по международным делам в своём заключении по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе" от 14 ноября 2007 года, реальные количественные характеристики этих вооружений должны были зависеть от эволюции военно-политической ситуации и, в том числе, от готовности других государств - участников ДОВСЕ проявлять адекватную сдержанность.
За прошедшее с 2007 года время обстановка в Европе в области обычных вооружений заметно ухудшилась. США и их союзники усилили военную конфронтацию с Россией, начали беспрецедентное наращивание военного потенциала НАТО, форсированное развитие военной инфраструктуры блока в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы и Прибалтики, а также вблизи российских границ, инициировали третью волну расширения альянса. Эти действия чреваты катастрофическими последствиями. Денонсация ДОВСЕ в сложившихся обстоятельствах является необходимой мерой, которую вынуждена предпринять Российская Федерация для защиты своей национальной безопасности и национальных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Президент Российской Федерации внёс предложение о прекращении действия указанного международного договора. В соответствии пунктом 1 статьи 37 этого же Федерального закона решение о денонсации ДОВСЕ подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку согласие Российской Федерации на его обязательность было выражено посредством ратификации.
Порядок денонсации ДОВСЕ предусмотрен его статьёй XIX, согласно которой каждое государство-участник в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из ДОВСЕ, если оно решит, что относящиеся к содержанию ДОВСЕ исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы.
Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьёй 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооружённых силах в Европе".
Председатель Комитета |
Г.Б. Карасин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.