Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) разработан в целях принятия мер по защите отечественных производителей судового комплектующего оборудования (далее - СКО), серийное производство которого планируется обеспечить в рамках реализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р.
В настоящее время в условиях масштабного санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств от зарубежных поставщиков и изготовителей СКО имеют место отказы в исполнении некоторых контрактных обязательств.
В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является купирование рисков при строительстве рыбопромысловых судов, связанных с поставками импортного судового оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации.
Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), статьей 29.3 предусмотрено, что рыбопромысловые суда в рамках инвестиционных квот должны быть построены на российских судостроительных верфях, а статья 29.4 подразумевает строительство краболовов на территории Российской Федерации. Однако положений о необходимости соответствия таких судов требованиям, подтверждающим их производство на территории Российской Федерации, определяемым Правительством Российской Федерации закон не содержит.
Отсутствие в Федеральном законе N 166-ФЗ четко прописанных требований привело к применению различных подходов при разработке и принятии подзаконных актов. Так требования к рыбопромысловым судам определены постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 года N 633 "О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов" и сводятся к тому, что стоимость товаров, работ или услуг, приобретенных (оказанных) на территории Российской Федерации в ходе строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, должна составлять не менее общей 30-процентной (до 2020 года включительно) и 40-процентной (после 2020 года) стоимости строительства объекта инвестиций. При этом на территории Российской Федерации должны быть осуществлены в совокупности следующие технологические операции:
формирование корпуса судна на верфи;
изготовление материала для корпуса судна;
разработка конструкторской и технологической документации в объеме, необходимом для строительства судна.
Требования к краболовам определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 года N 1112 "Об утверждении требований, предусмотренных статьей 29.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", к проектам по строительству объектов на территории Российской Федерации, включая сроки их реализации и примерную стоимость, а также к объектам, строительство которых предусмотрено такими проектами". Пунктом 4 указанного постановления предусмотрено, что при строительстве судов должны соблюдаться требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, установленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719), действующие на начало строительства судна. Постановление N 719 содержит перечень операций и оборудования, необходимых для признания продукции произведенной на территории Российской Федерации. Положительное заключение выдается согласно балльной системе. Баллы начисляются за отечественное СКО, а также операции, произведенные на российских верфях (закладка, спуск, испытания, сдача судна и пр.).
В этой связи в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 года N 1872 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования" Минпромторгом России приказом от 31 октября 2022 года N 4570 приняты беспрецедентные меры государственной поддержки российских производителей СКО, в том числе для рыболовных судов с выделением на эти цели 18, 4 млрд. рублей.
Пунктом 3 указанных правил предусмотрено, что объем реализации запущенного в серийное производство СКО в денежном выражении должен соответствовать за срок реализации комплексного проекта (с учетом модернизации производства) не менее одного размера полученной субсидии.
В конце 2022 года Минпромторгом России заключены соглашения по реализации 66 комплексных проектов с 36 компаниями - получателями субсидий по результатам проведения конкурса.
В этой связи остро стоит вопрос о необходимости принятия мер по защите отечественных производителей СКО, серийное производство которого планируется обеспечить в рамках реализации вышеуказанных комплексных проектов.
Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность мер по защите отечественных производителей судового комплектующего оборудования в условиях масштабного санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны недружественных государств от зарубежных поставщиков и изготовителей СКО, повысить защищенность прав и интересов отечественных участников изготовителей СКО.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие законопроекта не приведет к дополнительным расходам средств федерального бюджета, а полномочия по осуществлению соответствующих полномочий будут осуществляться в рамках средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.