Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 332020-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен в целях соблюдения гарантированного частью первой статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории получателей пенсии.
Основанием для разработки законопроекта являются положения Федерального закона от 1 мая 2022 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 136-Ф3), вступившего в силу с 1 июня 2022 г.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), а пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и их семей - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Пунктом 1 части второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и пунктом "а" части третьей статьи 29 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено общее правило, согласно которому нетрудоспособными членами семьи погибшего (умершего) кормильца, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются его дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, а обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания ими такого обучения (братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей), но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
При этом детям, братьям, сестрам и внукам погибшего (умершего) кормильца, достигшим на дату окончания обучения 18-летнего возраста, выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания обучения.
Отношения в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым основанием прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из указанной организации, в частности, в связи с получением образования (завершением обучения) (части 1 и 4 статьи 61).
Согласно нормативно-правовому регулированию в сфере образования учебный год в общеобразовательных организациях (школах) заканчивается в июне месяце календарного года, а поступление в образовательную организацию среднего или высшего профессионального образования возможно только в августе месяце, при этом учебный год в этих организациях начинается с 1 сентября календарного года.
В связи с изложенным дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, достигшие возраста 18 лет, в период временен между окончанием обучения в общеобразовательной школе и поступлением в образовательную организацию среднего или высшего профессионального образования, остаются без средств к существованию.
В целях повышения уровня социальной защищенности детей, братьев, сестер и внуков погибшего (умершего) кормильца, получавших пенсию по случаю потери кормильца и достигших совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации (школы), подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2022 г. N 136-ФЗ внесено дополнение в пункт 1 части второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с указанным дополнением к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, имеющим право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, отнесены его дети, братья, сестры и внуки, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение.
При этом Федеральным законом от 1 мая 2022 г. N 136-ФЗ внесение аналогичных изменений в пункт "а" части третьей статьи 29 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не предусмотрено.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 16 июля 2007 г. N 12-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П и др.), в сфере пенсионного обеспечения соблюдение гарантированного частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается отнести к нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) кормильца из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, его детей, братьев, сестер и внуков, достигших возраста 18 лет и завершивших обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего, общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 50 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Действующая редакция статьи 50 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусматривает, что работа по пенсионному обеспеченью лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (служба), применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Внесение изменений в статью 50 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 позволит привести ее в соответствие с реальной практикой пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей, и законодательно предоставит право федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом N 4468-1, принимать нормативные правовые акты, устанавливающие особенности организации и осуществления работы по пенсионному обеспечению указанных лиц и их семей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату в июле - августе календарного года пенсии по случаю потери кормильца детям, братьям, сестрам и внукам погибшего (умершего) кормильца, достигшим совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации, предусматривается осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), указанным в части первой статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и членов их семей.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлечет не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и требованиям иных международных договоров Российской Федерации, а его реализация не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предусмотренный срок вступления в силу федерального закона (со дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью обеспечения оперативной выплаты пенсии по случаю потери кормильца за июль - август 2022 г. детям, братьям, сестрам и внукам погибших (умерших) кормильцев, достигшим возраста 18 лет и завершившим в 2022 году обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотов наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений 8 Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерация, органах принудительного исполнена Российской Федерация, и их семей" не потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета.
Реализацию Федерального закона предусматривается осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам) на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и членов их семей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотов наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федераций, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.