Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 355868-8 "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе"
внесен Президентом Российской Федерации
(утв. Решением от 15 мая 2023 г. N 99/1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 355868-8 "О денонсации Российской Федерацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается денонсировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в г. Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года.
Договор об обычных вооружённых силах в Европе (Договор, ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 года в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (ОВД) (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992 года.
В качестве целей Договора были названы:
установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях;
ликвидация неравенства, наносящего ущерб стабильности и безопасности;
ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Договор ограничивал численность пяти основных категорий обычных вооружений и техники (танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолётов и ударных вертолётов) вооружённых сил тридцати государств - участников в районе применения (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор). В соответствии с ним предусматривался обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.
Комитет по обороне отмечает, что принятие ДОВСЕ как бы подводило черту под эпохой межблокового противостояния. Договор устанавливал равновесие сил Организации Варшавского договора и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения обычных вооружений двумя союзами вдоль линии их соприкосновения. Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся странам - участницам в наследство со времён "холодной" войны.
С начала 90-х годов Договор под воздействием масштабных военно-политических изменений (прекращением существования ОВД, а затем и СССР, выводом советских (российских) войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ), а также расширением НАТО, во многом устарел и утратил связь с действительностью.
В этих условиях по инициативе России было подготовлено и в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ с учётом новых условий (роспуск ОВД, расширение НАТО и вступлением в него ряда бывших стран ОВД и постсоветских государств).
На основе адаптированного ДОВСЕ предполагалось осуществить переход от блоковой структуры Договора (по признаку членства в военно-политических союзах времён "холодной войны") к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника, вводились национальные и территориальные лимиты для каждого государства-участника (последние предполагали возможность размещения на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговорённого уровня).
Предполагалось, что режим адаптированного ДОВСЕ будет способствовать укреплению безопасности каждого государства-участника независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам.
Кроме того, адаптированный ДОВСЕ должен был стать открытым для присоединения любого европейского государства - участника ОБСЕ.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано 30 государствами (из них 28 государств Европы: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия, а также США и Канада).
Вместе с этим, Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию). Страны НАТО отказались от ратификации и практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. В связи с чем Соглашение так и не вступило в силу.
С целью побудить страны Запада изменить отношение к вопросам обеспечения европейской безопасности на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 года N 872 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров" и Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 276-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе" действие Договора в отношении Российской Федерации было приостановлено.
Комитет по обороне подчеркивает, что общая квота НАТО на момент подписания ДОВСЕ составляла 19 096 танков, 31 787 бронемашин, 19 529 артиллерийских систем, 7 273 самолёта и 2 282 вертолёта, а по состоянию на середину 2007 года, с учётом расширения блока, суммарная численность вооружений стран НАТО составила 22 424 танка, 36 570 бронемашин, 23 137 артсистем, 8 038 самолётов и 2 509 вертолётов.
Вместе с этим, за прошедшее с 2007 года время, ситуация в Европе в области обычных вооружений заметно ухудшилась. Члены НАТО размещают на своих территориях столько обычных вооружений, сколько захотят и ничто их не может ограничить, при этом США и их союзники продолжают накачку Украины вооружением. США и их союзники проводят линию на военную конфронтацию с Россией, чреватую катастрофическими последствиями. Кроме того, приём Финляндии в альянс и заключение ею соглашения с США, создающего основу для размещения американских сил на финской территории - все это ухудшили и без того наряженную военно-политическую обстановку в Европе.
С учётом национальных интересов Президентом Российской Федерации принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что в сложившейся обстановке денонсация Договора об обычных вооруженных силах в Европе в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект и денонсировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в г. Париже 19 ноября 1990 года.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.