Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21.11.2022 года (выписка из протокола N 68, пункт 82) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (ответственный) рассмотрел проект федерального закона N 232772-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей", внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Законопроектом предлагаются изменения в четыре федеральных закона: Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"), Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
1.1. Проектом федерального закона вносятся изменения предусматривающие введение обязательного социально-психологического обследования для определенного круга лиц:
1) лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка;
2) граждан (включая детей старше десяти лет) проживающих совместно с лицами, желающими принять на воспитание в семью ребенка;
3) детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.
В проекте федерального закона также определяется: порядок проведения соответствующего обследования; результаты обследования; возможность обжалования результатов; содержание заключения, выдаваемого по результатам обследования; обязанность организации, уполномоченной на проведение обследования обеспечить сохранение семейной и личной тайны, а также персональных данных.
Порядок организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию, а также порядок отбора организаций, проводящих такое обследования и требования к ним, будут определяться Правительством Российской Федерации.
1.2. Законопроектом предлагается закрепить обязанность прохождения психолого-педагогической, правовой подготовки по отдельным (специальным) программам, утвержденным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации для близких родственников (например, для бабушки или дедушки), желающих усыновить ребенка или принять его под опеку (попечительство). В настоящее время близкие родственники освобождены от обязанности проходить такую подготовку (подпункт 12 пункта 1 статьи 127 СК РФ и абзац пятый пункта 1 статьи 146 СК РФ).
Кроме того, устанавливается право лиц, проживающих совместно с потенциальным усыновителем, опекуном (попечителем) пройти подготовку по отдельным (специальным) программам.
1.3. Вводятся новые требования к потенциальным усыновителям, опекунам (попечителям).
Так, законопроектом устанавливается запрет быть усыновителями, опекунами (попечителями) лицам, которые проживают совместно с лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, имеющими судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. В действующей редакции статей 127 и 146 СК РФ запрет установлен только для потенциальных усыновителей, опекунов (попечителей).
Проектом федерального закона вводятся требования к состоянию жилых помещений для лиц, желающих принять на воспитание в своею семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Предлагается установить запрет быть усыновителями для лиц, не имеющих пригодного для постоянного проживания граждан жилого помещения (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства).
Исключения предлагается установить для: родственников ребенка; отчима (мачехи) ребенка; опекунов (попечителей) ребенка или опекунов (попечителей), усыновителей брата (сестры) ребенка; лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни.
1.4. В целях профилактики и предотвращения отказа от воспитания детей опекунами (попечителями), содействия полноценному развитию, в целях преодоления трудной жизненной ситуации, связанной с потерей родителей вводится институт сопровождения. При этом правом на получение сопровождения будут наделены не только опекуны (попечители), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя (лиц, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерил оба родителя или единственный родитель).
Планируется, что сопровождение будет носить добровольный характер и осуществляться на основании обращения таких лиц. При этом в законопроекте предусматривается возможность осуществления сопровождения опекуна (попечителя) по решению органа опеки и попечительства в случаях выявления нарушения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного.
Предполагается, что порядок организации и осуществление деятельности по сопровождению, а также порядок отбора уполномоченных организаций и требования к ним будут утверждаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование этой деятельности планируется осуществлять из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно действующим положениям пункта 4 статьи 65 СК РФ при осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании. В настоящее время это единственная норма семейного законодательства, которая регулирует вопросы сопровождения семей, на федеральном уровне.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается и ряд других изменений:
- ограничивается одним ребенком количество детей, которые могут быть усыновлены, приняты под опеку (попечительство) в течение одного года (исключение устанавливается для усыновление братьев и сестер, детей, которые ранее воспитывались в одной семье или не менее одного года воспитывались в одной воспитательной группа в организации для детей-;
- устанавливается преимущественное перед всеми другими лицами право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер ребенка, других родственников, отчима (мачехи) быть опекунами или попечителями при установлении предварительной опеки (попечительства);
- предусматривается возможность привлечения органами опеки и попечительства к проведению проверок (условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполненную своих обязанностей) психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогии, юристов, а также иных специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
- уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по определению формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Предусматривается, что Правительство Российской Федерации будет устанавливать порядок, сроки и форму договора об осуществлении опеки или попечительства. При этом расширяется перечень требований, которые орган опеки и попечительства может указать в акте о назначении опекуна или попечителя, в договоре об осуществлении опеки или попечительства.
2. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетом современной государственной политики. Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее:
2.1. Введение дополнительных требований к потенциальным опекунам (попечителям), приемным и патронатным родителям, усыновителям, вероятно, повлечет за собой сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые будут устроены в семьи. При этом из текста законопроекта и пояснительной записки не ясно, какие меры планируется предпринять для предотвращения такого сокращения.
2.2. По данным Федерального статического наблюдения по форме N 103-РИК: в 2021 году под опеку было передано - 33 476 детей, усыновлено - 2 606 детей, в 2020 году под опеку передано - 31 309 детей, усыновлено - 2 447 детей. Принимая во внимание, что ежегодно в Российской Федерации численность детей переданных под опеку (попечительство) значительно выше, чем численность усыновленных детей, полагаем, что необходимо предусмотреть право суда учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств отступить от запрета на повторное усыновление в течение одного года
2.3. Требования к состоянию жилых помещений для лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, вводились и отменялся несколько раз с момента принятия СК РФ:
1) в первоначальной редакции статьи 127 СК РФ такой запрет не был установлен;
2) Федеральным законом от 27.06.1998 года N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" уславливается запрет быть усыновителями для лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также не имеющих жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
3) Федеральным законом от 28.12.2004 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" обязанность иметь в собственности жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, исключена. Одновременно водится запрет быть усыновителями для лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;
4) Федеральным законом от 02.07.2013 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" снят запрет быть усыновителем для лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. При этом сохраняется запрет быть усыновителями для лиц, не имеющих постоянного места жительства;
5) Федеральным законом от 20.04.2015 года N 101-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" статья 127 СК РФ изложена в новой редакции, в которой сохраняется запрет быть усыновителями для лиц, не имеющих постоянного места жительства;
6) согласно действующей редакции (Федеральный закон от 30.10.2017 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации") усыновителями не могут быть лица, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Учитывая исторические аспекты введения и последующей отмены требований к состоянию жилых помещений для потенциальных усыновителей, опекунов (попечителей), а также принимая во внимание, что в свое время, исключение таких требований обосновывалось необходимостью обеспечения "интересов ребенка", полагаем необходимым дополнительно обсудить введение соответствующего запрета.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Согласно положения части 5 статьи 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
Учитывая изложенное, полагаем, что дополнительного обоснования требует внесение изменений в часть 2 статья 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в части установления преимущественного права бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер ребенка, других родственников, отчима (мачехи) быть опекунами или попечителями при установлении предварительной опеки (попечительства).
Одновременно полагаем, что указанные замечания не умаляют значимость законопроекта и могут быть устранены при его подготовке ко второму чтению.
В настоящее время в поддержку законопроекта поступили отзывы от 47 законодательных органов субъектов Российской Федерации и от 51 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Не поддерживает законопроект высшее должностное лицо одного субъекта Российской Федерации.
В 35 субъектах Российской Федерации принятие законопроекта поддержали одновременно и законодательный орган субъекта Российской Федерации, и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказала замечания, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению (заключение от 23.12.2022 года, N вн 2.2-1/5361).
У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения отсутствуют (письмо от 15.12.2022 года N 02/3051/12-01).
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 232772-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.