Письмо Верховною Суда РФ от 25 июля 2022 г. N 4-ВС-3827/22
"Официальный отзыв на проект федерального закона N 154146-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона изучен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
В целях противодействия незаконному обороту спиртосодержащей продукции, в состав которой входит метиловый спирт, законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 234.2 об ответственности за незаконные производство, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно за незаконный сбыт метилового спирта (метанола). За указанные деяния, повлекшие тяжкие последствия, основное наказание предлагается предусмотреть на срок до 15 лет лишения свободы.
Следует отметить, что проблема нелегального оборота метилового спирта и связанных с этим негативных последствий для общества и государства бесспорно актуальна и обуславливает необходимость поиска и создания новых правовых механизмов ее разрешения. С учетом этого представленный законопроект концептуально поддерживается.
Вместе с тем по законопроекту необходимо отметить следующее.
Обеспечение уголовно-правовой охраны жизни и здоровья потребителей в настоящее время осуществляется в первую очередь посредством применения статьи 238 УК РФ. Действующая редакции данной нормы в полной мере распространяется на случаи производства, хранения, перевозки в целях сбыта и сбыта алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерной выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие такой продукции требованиям безопасности. Максимальное наказание за указанные деяния, повлекшие тяжкие последствия, установлено в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Изучение судебной практики показывает, что большинство дел по статье 238 УК РФ - это дела о суррогатном алкоголе.
Если деяния были сопряжены с незаконными изготовлением, переработкой, приобретением, хранением, перевозкой или пересыпкой в цепях сбыта, а равно незаконным сбытом являющегося ядовитым вещее гном метилового спирта, а равно иных ядовитых веществ, либо оборудования для их изготовления или переработки, то такие действия образуют совокупность преступлений, предусмотренных статьями 234 и 238 УК РФ.
Преступность и наказуемость этих деяний обусловлена, прежде всего, реальной опасностью всех сильнодействующих и ядовитых веществ, а также товаров, продукции (в частности, ввиду их состава). При этом вид вещества, в том числе ядовитого, посредством которого причинен либо мог быть причинен ущерб, в силу универсальности уголовно-правовых норм не конкретизируется.
В связи с этим полагаем, что в случае выделения в специальную статью ответственности за оборот спиртосодержащей продукции, в состав которой входят ядовитые вещества, такая норма должна отвечать критерию согласованности в общей системе правового регулирования (на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 22 июля 2020 г. N 38-П и др.), а санкции за такие деяния должны быть соразмерны санкциям иных статей уголовного закона о посягательствах на те же либо сходные правоотношения, последствия которых в виде тяжкого вреда здоровью, смерти человека, смерти двух и более лиц причиняются по неосторожности (в первую очередь статьи 238 УК РФ).
Обращает на себя внимание также то, что используемый при формулировании части 1 проектной статьи 234.2 УК РФ криминообразующий признак "заведомо создавшее условие для потребления другим лицом" не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности и, по нашему мнению, создаст сложности в доказывании.
Из содержания диспозиции этой проектной нормы неясно: идет ли в ней речь только о продукции, сбываемой под видом алкогольной, пригодной для пищевого потребления, или норма должна охватывать любые виды продукции, в том числе не предназначенные для употребления в пищу либо в качестве лекарственных средств; применяется ли при этом термин "потребление" как синоним слова "распитие" или имеет более широкое значение.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 25 июля 2022 г. N 4-ВС-3827/22 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 154146-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Опубликование:
-