Досье на проект федерального закона
В целях усиления внимания государства к оказанию государственной поддержки многодетным семьям в Российской Федерации в нынешних условиях разработаны следующие проекты федеральных законов:
1) проект федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации";
2) проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления государственных мер социальной поддержки многодетных семей;
Оба законопроекта одновременно вносятся для рассмотрения и принятия решения по ним в Государственную Думу в связи с тем, что изложенные в них правовые нормы связаны между собой и направлены на формирование законодательной основы правового положения многодетных семей страны.
В данном проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления государственных мер социальной поддержки многодетных семей" предлагается внести изменения и дополнения в 4 федеральных закона, направленных на установление государственных мер социальной поддержки родителей и детей из многодетных семей.
В том числе в целях поддержки многодетных семей в случае, когда по разным причинам трех и более детей в семье воспитывает один мужчина до достижения младшего ребенка возраста 8 лет предлагается назначать ему досрочную страховую пенсию.
1. В статье 1 законопроекта предлагается внести в статью 32 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие изменения, направленные на установление справедливого подхода по предоставлению права на досрочную пенсию по старости мужчинам, воспитавшим трех, четырех или пятерых и более детей, если они являются единственным их родителем (в случае отсутствия матери) и у них имеется необходимые возраст и страховой стаж:
а) первое предложение подпункта 1 пункта 1 предлагается дополнить словами "мужчинам, воспитавшим пять и более детей до достижения ими возраста 8 лет, в случае, если они являются единственным родителем, достигли возраста 55 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;";
б) в подпункте 1.1 пункта 1 предлагается дополнить словами:
"мужчинам, воспитавшим четырех детей до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они являются единственным родителем, и имеют страховой стаж не менее 20 лет;";
в) в подпункте 1.2 пункта 1 предлагается первое предложение дополнить словами:
"мужчинам, воспитавшим трех детей до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 60 лет, в случае, если они являются единственным родителем многодетной семьи, и имеют страховой стаж не менее 20 лет.".
2. В статье 2 законопроекта предлагается внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следующие изменения:
1) В статье 34:
а) дополнить пунктом 1.1. следующего содержания:
"1.1. Обучающимся детям из многодетных семей предоставляются академические права на:
1) переход с платного обучения на бесплатное обучение в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
2) бесплатное пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) в первом предложении части пятой статьи 36 после слов "назначается студентам," дополнить словами "являющимися детьми из многодетной семьи". В данной части пятой предлагается студентам-детям из многодетной семьи установить государственную социальную стипендию.
4) статью 37 законопроекта предлагается дополнить частью 2.2 следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
"2.2. Обучающиеся дети из многодетных семей по образовательным программам начального общего, основного общего образования и среднего общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.";
5) статью 38 законопроекта предлагается дополнить частью 3.1 следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 38 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
"3.1. Обеспечение обучающихся детей из многодетных семей одеждой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.";
6) часть 6 статьи 39 законопроекта предлагается изложить в новой редакции:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 6 статьи 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
"6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в частях 3.1. и 5 статьи 36 (в том числе студенты, являющиеся детьми из многодетных семей), настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии,";
7) статью 40 законопроекта предлагается дополнить частью 1.1 следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
"1.1. Транспортное обеспечение обучающихся детей из многодетных семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, как государственная мера социальной поддержки, включает в себя предоставление им права на бесплатную перевозку при проезде на общественном транспорте.".
3. В статье 3 законопроекта предлагается в подпункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации второе предложение исключить и изложить в следующей редакции:
"6) земельного участка многодетным семьям, имеющим трех и более детей, независимо от наличия жилой площади, нахождения в списках граждан, принятых на учет как нуждающиеся в улучшение жилищных условий, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Многодетным семьям, имеющим в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в первоочередном порядке предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,10 га в границах городских населенных пунктов и 0,30 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.".
4. В статье 4 законопроекта предлагается внести в статью 1 Федерального закона от 03 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" следующие изменения:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2025 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).".
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Меры государственной поддержки реализуются однократно (в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 1 миллиона рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 1 миллиона рублей, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).".
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется в случае, если гражданином, указанным в части 2 настоящей статьи, до 31 декабря 2025 года заключен кредитный договор (договор займа), целью которого является:".
В 2 и 5 статьи 1 данного федерального закона предлагается продлить срок их действия до 31 декабря 2025 года вместо 1 декабря 2024 года, указанного в действующем пункте 2, и до 31 декабря 2025 года вместо 1 июля 2024 года, указанного в действующем пункте 5 данной статьи 1.
Все вышеуказанные изменения, внесенные в федеральные законы в данном законопроекте, а также нормы законопроекта "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации" направлены на государственную поддержку многодетных семей в стране, в которых насчитывается более 5 млн. детей, в том числе детей военнослужащих Вооруженных Сил России, добровольцев, участвующих в Специальной военной операции на Украине.
Необходимо отметить, что в результате происшедших в стране и в мире событий после февраля 2022 года резко возросла необходимость всемерной государственной поддержки многодетных семей как наиболее попавших в трудные экономические, финансовые, социальные, бытовые условия жизни. Оказывать многодетным семьям государственную поддержку, особенно сейчас, первейшая задача государства, Правительства страны и всех федеральных и региональных органов государственной власти и муниципальных властей, так как многодетные семьи - это основная опора в демографической политике страны, они - пример другим гражданам и семьям в восстановлении и укреплении страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям" потребует финансирования дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, а также средств на выплату досрочных страховых пенсий из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2024 году и 2025 году.
В Российской Федерации по статистическим данным за 2021 год численность многодетных семей составляет более 1565 тыс. многодетных семей. В этих семьях воспитываются более 5250 тыс. детей.
Реализация Федерального закона "Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации" потребует финансирования расходов на выплату досрочных страховых пенсий за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2025 году.
Расходы в 2025 году Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату досрочных страховых пенсий по старости родителям многодетных семей, воспитавшим 3, 4 и более 5 детей в возрасте до 8 лет (мужчинам, имеющим необходимый страховой стаж свыше минимального страхового стажа свыше 20 лет) - потребуется свыше 2,32 млрд в 2025 году.
Расходы на финансирование выплат за счет средств федерального бюджета в целях государственной поддержки многодетных семей, реализуемые однократно в отношении ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер государственной поддержки) путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более, 1 миллиона рублей, могут составить в 2025 году свыше 70 млрд. рублей.
Учитывая, что за счет средств федерального бюджета будут финансироваться затраты на компенсацию расходов за коммунальные услуги многодетным семьям, в бюджетах субъектов Российской Федерации высвобождается около 30 млрд. рублей на финансирование дополнительных расходов на предоставление детям многодетных семей бесплатные питание и проезд на транспорте, а также на оплату части стоимости путевок за летний отдых.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям" не потребуется принятия других актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или их изменению.
Перечень
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных мер социальной поддержки многодетным семьям" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации:
"Порядок предоставление обучающимся детей из многодетных семей в возрасте до 16 лет права на бесплатную перевозку при проезде на общественном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.