Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку от 27 марта 2024 г. N 151/4
о проекте федерального закона N 496225-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
(в части защиты физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, и повышение их доверия к рынку капитала)
(внесен сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым, А.А. Салпагаровым, А.Г. Шейкиным и депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.В. Савченко)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 496225-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах", (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Целью законопроекта является совершенствования защиты физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами (далее - неквалифицированные инвесторы) и совершенствования регулирования в отношении признания лиц квалифицированными инвесторами (далее - квалифицированные инвесторы).
Законопроектом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ). Кроме того вносится ряд корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ).
В отношении неквалифицированных инвесторов законопроектом, в частности, предлагается:
1. Дополнить Федеральный закон N 39-ФЗ (пункт 3 статьи 3) новым положением, обязывающим брокера заключать с неквалифицированным инвестором договор о брокерском обслуживании, содержащий право брокера использовать в своих интересах денежные средства и (или) ценные бумаги клиента или вносить в договор изменения, предусматривающие такое право, только при наличии у инвестора положительного результата тестирования, проведенного в соответствии со статьей 51 2-1 Федерального закона N 39-ФЗ (далее - тестирование). Реализация указанного положения призвана способствовать "повышению информированности неквалифицированного инвестора о последствиях и рисках использования его активов для обеспечения исполнения и (или) для исполнения брокером собственных обязательств и (или) обязательств, подлежащих исполнению за счет других клиентов брокера" (см. Пояснительную записку к законопроекту).
2. Внести изменения в Федеральный закон N 39-ФЗ (подпункты 2 и 3 пункта 2 статьи 3.1), расширив перечень финансовых инструментов, доступных неквалифицированным инвесторам только после тестирования, за счет облигаций, обеспеченных залогом денежных требований (исключая облигации с ипотечным покрытием или облигации, выпущенные специализированным обществом проектного финансирования, 100 процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежит Российской Федерации или государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" либо единому институту развития в жилищной сфере, определенному в Федеральном законе от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Необходимость такого изменения обусловлена тем, что облигации, обеспеченные залогом денежных требований (за исключением вышеуказанных изъятий) несут повышенный риск убытков, связанных с неисполнением обязательств по закладываемым денежным требованиям, а также в отдельных случаях, перечисленных в пояснительной записке к законопроекту, "имеют определенное сходство с облигациями со структурным доходом", приобретение которых требует прохождения тестирования (часть 13 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и "приближены по своим признакам" к структурным облигациям, являющимся ценными бумагами, предназначенными только для квалифицированных инвесторов (пункт 6 статьи 27.1-1 Федерального закона N 39-ФЗ).
3. Внести изменение в подпункт 3 пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона N 39-ФЗ, повысив со 100 тысяч до 300 тысяч рублей "порог", в рамках которого неквалифицированный инвестор может совершить сделку, требующую прохождения тестирования, даже в случае наличия отрицательного результата такого тестирования. При этом сохраняются, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона N 39-ФЗ обязанность брокера уведомить неквалифицированного инвестора о рисках, связанных с совершением указанной сделки и обязанность инвестора принять эти риски.
4. В рамках совершенствования процедуры тестирования, пункт 3 статьи 51.2-1 Федерального закона N 39-ФЗ дополнить положением, устанавливающим необходимость повторного прохождения тестирования, в случае, если неквалифицированный инвестор не совершал сделок, требующих тестирования, в течение пяти лет со дня получения положительного результата тестирования в отношении соответствующей сделки или совершения последней такой сделки.
В пояснительной записке отмечается, что такая мера "позволит повысить осознанность инвесторов при совершении сделок после длительного перерыва, в течение которого в том числе могли произойти изменения законодательства или наступить иные обстоятельства, результатом которых стало изменение характеристик сделок, требующих тестирования и (или) связанных с ними рисков".
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 3 законопроекта, в целях минимизации издержек и неудобств неквалифицированных инвесторов, получивших положительный результат тестирования до дня вступления в силу будущего федерального закона предусмотрены переходные положения, согласно которым пятилетний срок для указанных физических лиц будет отсчитываться не со дня получения ими положительного результата тестирования, а со дня вступления в силу будущего федерального закона (по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования).
В отношении квалифицированных инвесторов, законопроектом предлагается внести ряд изменения статью 51.2 "Квалифицированные инвесторы" Федерального закона N 39-ФЗ.
1. В отношении требований для признания физического лица квалифицированным инвестором (пункт 4 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ) законопроектом предлагается предоставить физическому лицу возможность получения такого статуса на основании сочетаний критерия образования с такими критериями, как опыт работы, опыт совершения сделок (их количество и совокупная цена) и размер имущества.
При этом, требования к перечисленным выше критериям в рамках их сочетания с критерием образования, могут отличаться от требований к ним, как к самостоятельным критериям. В соответствии с законопроектом все требования устанавливаются нормативным актом Банка России.
2. Законопроектом также предусмотрена возможность сочетания критерия размера имущества с критерием "подтверждения брокером, управляющим, форекс-дилером, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда наличия у физического лица знаний, полученного в порядке, установленном соответствующим базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка...." (проектируемый подпункт 4 пункта 4 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ).
3. Законопроектом также предусмотрена возможность сочетания критерия размера имущества с критерием "подтверждения брокером, управляющим, форекс-дилером, управляющей компанией паевого инвестиционного фонда наличия у физического лица знаний, полученного в порядке, установленном соответствующим базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка...." (далее - подтверждение знаний) (проектируемый подпункт 4 пункта 4 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ).
При этом вопросы для подтверждения знаний должны быть составлены таким образом, чтобы "полученные ответы на них могли позволить оценить знания физического лица в отношении сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также свидетельствовать о том, что это лицо в состоянии оценивать риски с учетом характера предполагаемых сделок и оказываемых услуг" (проектируемый пункт 4.1 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ).
Все требования к критериям (как самостоятельным, так и в рамках их сочетания), а также перечень видов сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, в отношении которых может быть получено подтверждение знаний, устанавливаются нормативным актом Банка России (проектируемые подпункт 4 пункта 4 и пункт 4.1 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ).
4. В качестве новых, самостоятельных требований для признания физического лица квалифицированным инвестором, законопроектом устанавливаются критерий размера дохода (с предоставлением Банку России полномочий по определению его минимального размера, видов, периода получения, а также порядка расчета) и критерий наличия ученой степени (проектируемые подпункты 5 и 8 пункта 4 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ).
5. Согласно действующей редакции пункта 7 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ, признание лица по его заявлению квалифицированным инвестором осуществляется брокерами, управляющими, форекс-дилерами, иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами, в порядке, установленном Банком России. Законопроектом, в целях сокращения недобросовестных практик присвоения такого статуса, предлагается предоставить Банку России полномочие устанавливать требования к документам, подтверждающим соответствие лица требованиям для признания его квалифицированным инвестором.
6. Действующая редакция Федерального закона N 39-ФЗ (пункт 9 статьи 51.2) предусматривает, что лицо может быть признано квалифицированным инвестором "в отношении одного вида или нескольких видов сделок или ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Физическое лицо также может быть признано квалифицированным инвестором для получения возможности инвестирования с использованием инвестиционной платформы без ограничений, установленных федеральным законом, регулирующим привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ".
Законопроектом предлагается исключить привязку получения статуса квалифицированного инвестора только к определенному инструменту или перечню инструментов, за исключением случая комбинации имущественного критерия с подтверждением знаний, при котором инвестор будет признаваться квалифицированным только в отношении той сделки, финансового инструмента или услуги, в отношении которых были подтверждены его знания. Согласно пояснительной записке к законопроекту это обусловлено отсутствием единообразия в правоприменительной практике.
В случае реализации указанного положения законопроекта, по общему правилу инвесторы будут признаваться квалифицированными без указания видов сделок, финансовых инструментов или услуг, в отношении которых произошло такое признание. Вместе с тем, для лиц, признанных квалифицированными инвесторами до вступления в силу будущего федерального закона, предлагается сохранить статус квалифицированного инвестора в отношении тех видов сделок, ценных бумаг и иных финансовых инструментов, услуг, по которым они ранее были признаны квалифицированными инвесторами.
Комитет, поддерживая концепцию законопроекта, полагает необходимым высказать следующие замечания.
1. Федеральным законом N 39-ФЗ (подпункт 4 пункта 2 статьи 31), предусмотрено, что неквалифицированные инвесторы могут приобретать без тестирования "инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, биржевых паевых инвестиционных фондов". Законопроектом (подпункт "а" пункта 2 статьи 1) предлагается установить, что такие инвестиционные паи должны "соответствовать требованиям, предусмотренным нормативным актом Банка России".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 31)" следует читать "статьи 3.1)"
В свою очередь, согласно Федеральному закону N 156-ФЗ (пункт 1 статьи 21.1) "прием заявки на выдачу инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, не ограниченных в обороте, от физического лица, не признанного управляющей компанией квалифицированным инвестором, осуществляется только при наличии положительного результата тестирования этого лица, проведенного в соответствии с требованиями Федерального N 39-ФЗ, за исключением следующих случаев:
1) инвестиционные паи включены в котировальный список биржи;
2) инвестиционные паи приобретаются в связи с осуществлением преимущественного права владельца инвестиционных паев".
Законопроектом (подпункт "а" пункта 2 статьи 2) предлагается предусмотреть третий случай изъятия - когда "инвестиционные паи являются инвестиционными паями, соответствующими требованиям, предусмотренным нормативным актом Банка России".
Федеральный закон N 39-ФЗ и Федеральный закон N 156-ФЗ в которые вносятся вышеуказанные изменения, содержат исчерпывающий перечень наименее рискованных финансовых инструментов, сделки с которыми могут совершаться неквалифицированными инвесторами.
Полагаем, что инвестиционные паи должны соответствовать требованиям, предъявляемым к финансовым инструментам, разрешенным для приобретения неквалифицированными инвесторами, а не требованиям, к финансовым инструментам такого вида в целом. Таким образом, указанная формулировка может привести к неопределенности в правоприменительной практике и нуждается в доработке.
2. Подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается признавать инвестора квалифицированным в случае, если "за период, установленный нормативными актами Банка России, лицо совершило сделки с установленными нормативными актами Банка России ценными бумагами и (или) заключило установленные нормативными актами Банка России договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами".
Исходя из буквального толкования данного положения законопроекта, Банк России наделяется полномочиями по определению отдельных ценных бумаг и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, которые будут учитываться для признания инвестора квалифицированным.
Представляется, что в этом случае может создаваться необоснованное преимущество в отношении лиц, финансовые инструменты которых будут учитываться для признания лица квалифицированным инвестором, в связи с чем, указанное положение также нуждается в доработке.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закон N 496225-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" в первом чтении, при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.