Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 381238-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части установления обязательного увеличения расходов федерального бюджета на технические средства реабилитации для инвалидов", внесенный депутатами Государственной Думы С.П. Обуховым, О.Н. Алимовой, А.В. Корниенко, Н.А. Останиной, Д.А. Парфеновым, А.В. Куринным, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), предусматривающими ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) на величину инфляции и зафиксированного изменения рыночной стоимости различных видов ТСР.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", в рамках которой предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР и их ежегодное увеличение.
Объем средств федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации на предоставление инвалидам TCP на очередной финансовый год и на двухлетний плановый период рассчитывается в соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов" и Приказом Минтруда России от 30 апреля 2021 года N 301н "Об утверждении формы сведений для определения размера субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, порядка составления и представления этих сведений, формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, а также порядка составления и представления этого отчета".
Ранее Комитет и Счетная палата Российской Федерации обращали внимание Правительства Российской Федерации, что вышеуказанная Методика не учитывает ежегодную индексацию потребительских цен, а также задолженность по необеспеченным заявкам инвалидов за предыдущие периоды на начала расчетного года.
В настоящее время на покрытие возникающей задолженности перед инвалидами в части обеспечения их ТСР за предыдущие периоды, из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются дополнительные средства федерального бюджета.
В 2021 году были выделены дополнительные средства в объеме 9,6 млрд. рублей. Обеспеченность инвалидов ТСР за 2021 год составила 99,6%.
В 2023 году выделены дополнительные средства в объеме 17,0 млрд. рублей. Обеспеченность инвалидов ТСР в 2023 году планировалась на уровне 92,2%.
Обеспеченность инвалидов ТСР в 2024 году планируется на уровне 99,3%.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его реализация повлечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. Вместе с тем, законопроект не содержит нормы, определяющей источники и порядок финансирования исполнения новых видов расходных обязательств, что противоречит пункту 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В Комитет на рассматриваемый законопроект поступили заключения Правового Управления Аппарата Государственной Думы, Счетной палаты Российской Федерации, отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике, а также отзывы от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта. В отзыве данного Комитета на законопроект отмечается, что предлагаемые законопроектом изменения не имеют достаточного обоснования, кроме того они носят неясный характер, что может затруднить правоприменительную практику.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется ряд замечаний по законопроекту.
В заключении Правительства Российской Федерации на законопроект отмечается, что дополнительного законодательного регулирования данного вопроса не требуется.
С учетом того, что объем средств федерального бюджета на реализацию рассматриваемых мероприятий ежегодно растет, закрепление в Федеральном законе N 181-ФЗ декларативных положений, обязывающих Правительство Российской Федерации ежегодно предусматривать увеличение расходов на данные цели и не определяющих конкретный порядок такого увеличения, представляется, по мнению Правительства Российской Федерации, нецелесообразным.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект. В заключении Счетной палаты Российской Федерации на законопроект отмечается, что действующая методика распределения субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной защиты инвалидов, учитывает изменение стоимости ТСР, в связи с чем предусмотренная законопроектом норма о ежегодном увеличении финансирования расходов на указанные цели представляется избыточной.
Кроме того, обращается внимание, что в обосновывающих принятие законопроекта материалах отсутствуют какие-либо расчеты и данные, позволяющие оценить объемы средств, необходимые для реализации решений, предлагаемых законопроектом, в связи с чем дать оценку финансовым последствиям его принятия не представляется возможным.
По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации, отрицательные отзывы - от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти 1 субъекта Российской Федерации воздержались от высказывания однозначной позиции по законопроекту, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.