Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10.07.2023 года (выписка из протокола N 114, пункт 113), Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства (ответственный) рассмотрел новую редакцию проекта федерального закона N 298325-8 "О детях специальной военной операции", внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, Е.В. Марковым, К.М. Панешем, А.Н. Свистуновым, В.С. Селезневым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым и отмечает следующее.
1. Проектом федерального закона предлагается установить новую категорию граждан, которые имеют право на получение мер социальной поддержки - дети специальной военной операции.
Статьей 1 законопроекта к числу детей специальной военной операции предлагается отнести граждан Российской Федерации, не достигших восемнадцатилетнего возраста, проживающих или проживавших в период проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также детей, проживающих или проживавших в приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции.
Реализацию функций по социальной защите детей специальной военной операции предлагается осуществлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной защиты (поддержки) детям специальной военной операции, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной защиты (поддержки) в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
2. Понимая и поддерживая идею, направленного на создание условий для обеспечения детей специальной военной операции дополнительными мерами государственной социальной помощи, Комитет отмечает следующее:
2.1. Статьей 4 законопроекта установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по принятию законов, определяющих размеры, условия и порядок назначения социальной помощи детям специальной военной операции, а также полномочиями по разработке и реализации государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
При этом вопросы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи). Согласно положениям статьи 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе.
Учитывая изложенное, необходимо вносить изменения и в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и расширять перечень категорий граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь.
2.2. Проектом федерального закона предлагается предоставить детям специальной военной операции право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в пределах отдельной квоты.
При этом законопроектом не вносятся изменения в часть 5.1 статьи 71 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которой устанавливаются квоты на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Кроме того, следует отметить, что в образовательные организации высшего образования, как правило, поступают выпускники общеобразовательных организаций, которые к окончанию школы могут быть как младше 18 лет, так и старше. Что ставит абитуриентов в неравные условия для поступления в ВУЗы.
2.3. Также следует обратить внимание на то, что реализация предложения о преимущественном приеме на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, будет затруднительна в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, а также на приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции. Поскольку не ясно: как можно предоставить преимущество в случае, если все дети обладают статусом детей специальной военной операции.
2.4. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало замечания к законопроекту (заключение от 10.08.2023 года, N вн2.2-1/3948).
Так, в заключении Правового управления отмечается, что в статье 2 законопроекта необходимо уточнить, какие именно "функции органов государственной власти по делам детей специальной военной операции" должны реализовывать федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Правовое управление подчеркивает, что частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21.12.2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" уже предусмотрено право органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержи и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Также обращается внимание на то, в пункте 1 статьи 5 законопроекта, устанавливающем право детей специальной военной операции на ежемесячную денежную выплату, не указан ее размер или механизм расчета этого размера. Кроме того, в заключении указывается на то, что законопроектом не предусмотрен порядок финансирования предлагаемых мер государственной социальной защиты (поддержки).
2.5. Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект в представленной редакции, поскольку он нуждается в существенной доработке и обосновании (письмо от 04.08.2023 года N 3.8-04/3652).
В отзыве на законопроект (от 04.08.2023 года N 3.8-04/3650) Комитет указывает на то, что проектом федерального закона не определен порядок отнесения граждан Российской Федерации, не достигших восемнадцатилетнего возраста, к категории детей специальной военной операции. Не ясно, например, какие документы являются основанием для отнесения к категории детей специальной военной операции, и в какой орган (органы) следует обратиться для получения удостоверения.
Кроме того, Комитет Совета Федерации по социальной политике обращает внимание, что вопросы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, в том числе тех, которые приводятся в законопроекте, могут быть решены в рамках действующего правового регулирования.
3. В настоящее время в поддержку законопроекта поступили отзывы от 9 законодательных органов субъектов Российской Федерации и от 15 исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Не поддерживают законопроект 17 исполнительных и 6 законодательных органов субъектов Российской Федерации.
В 4 субъектах Российской Федерации принятие законопроекта поддержали одновременно и законодательный орган субъекта Российской Федерации, и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В 2 субъектах высказано отрицательное консолидированное мнение о законопроекте.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства не поддерживает проект федерального закона N 298325-8 "О детях специальной военной операции", внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым и другими.
Заключение утверждено решением Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства от 29 ноября 2023 года N 3.6-5/94 (голосовали: "против" - 2 депутата (члены фракции Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"), "за" - 5 депутатов (члены фракции Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ")).
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.