Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 309477-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Законопроект) предусматривает изменение порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) и их общинами.
Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов являются основой жизнеобеспечения и одним из видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и внесены в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.
Вместе с тем доступ к водным биологическим ресурсам для малочисленных народов осложняется административными барьерами, ставящими их в один ряд с иными пользователями таких ресурсов, в том числе осуществляющими промышленное рыболовство в коммерческих целях. При этом для граждан из числа малочисленных народов издержки, связанные с соблюдением всех требований законодательства о рыболовстве, зачастую превышают стоимость добываемых водных биоресурсов.
В целях упрощения доступа малочисленных народов к водным биологическим ресурсам Законопроектом изменяется порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Так, Законопроект предполагает дифференцированный подход к осуществлению рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности гражданами из числа малочисленных народов, добывающих водные биологические ресурсы для непосредственного потребления и удовлетворения личных нужд, и их объединениями - общинами.
Законопроектом предлагается установить, что гражданами из числа малочисленных народов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности будет осуществляться свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, в объемах, не превышающих годовую норму добычи (вылова) водных биоресурсов.
Годовая норма добычи (вылова) водных биоресурсов, то есть объем (количество, вес) водных биоресурсов, который может быть добыт гражданином из числа малочисленных народов в течение года, будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В настоящее время региональными органами исполнительной власти в соответствии со статьей 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливается лимиты и квоты, используемые для определения количества объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добытые в пределах которого объекты животного мира и водных биологических ресурсов, не признаются объектами обложения. Использование данных лимитов и квот для целей определения годовой нормы добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, невозможно в силу пункта 1 статьи 2 Кодекса, прямого указания в пункте 2 статьи 333.2 Кодекса целей их установления и недостаточности для жизнеобеспечения малочисленных народов, основывающегося на традиционном рыболовстве.
Для подтверждения принадлежности граждан, осуществляющих рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, к малочисленным народам будут использоваться сведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (статья 7.1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"). Граждане, относящиеся к малочисленным народам, сведения о которых еще не включены в данный список, смогут подтвердить свою национальную принадлежность копией вступившего в законную силу решения суда об установлении национальности либо свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащего сведения о национальности.
Указанные изменения позволят ввести для лиц, относящихся к малочисленным народам "беззаявительный" порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, отвечающий, с одной стороны, их потребностям, с другой - позволяющий контролировать объемы добываемых водных биологических ресурсов.
В свою очередь, для коллективных субъектов рыболовства - общин малочисленных народов (юридических лиц образованных соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20.07.2000 N 104-ФЗ), сохраняется прежний "заявительный" порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, при этом уточняются некоторые аспекты.
Общины, создаваемые в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, общины, как правило, являются поселкообразующими предприятиями, единственным местом работы и возможностью для местного населения, сохраняя традиционные виды хозяйствования получать доход. Таким образом, общины, осуществляя виды традиционной хозяйственной деятельности, добывают, производят продукцию, заготавливают сырье, перерабатывают его и реализуют.
В настоящее время общины, осуществляя рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, не имеют никаких отличий и от других предприятий рыбохозяйсвенного комплекса (за исключением выделяемых объёмов) - общины также как и иные юридические лица подают заявки, сдают отчетность, платят налоги. При этом общины не могут получать дополнительные объемы добычи водных биологических ресурсов, при увеличении рекомендованных объемов вылова в отличие от промышленного, прибрежного и спортивно-любительского рыболовства. В целях урегулирования данного положения Законопроектом вносятся соответствующие изменения.
Законопроектом конкретизируется положениями о том, что при осуществлении рыболовства общинами в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, такие водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, а при осуществлении рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, такие водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений.
Кроме того, в связи с тем, что на территории России действует автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль (ФГИС "Меркурий"), любой пользователь в целях реализации водных биологических ресурсов обязан зарегистрировать свое юридическое лицо, продукцию и подтвердить легальность её происхождения через ФГИС "Меркурий". Общинам для регистрации продукции выловленный без предоставления рыбопромыслового участка необходим документ подтверждающий законность вылова. Таким документом является - разрешение. В целях регулирования вопросов выдачи разрешений общинам, проектом закона вносятся советующие изменения.
Реализация Законопроекта позволит не только упростить доступ к водным биологическим ресурсам для малочисленных народов и как следствие - повысить качество их жизни, но и будет способствовать увеличению объемов производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности товаров, работ, услуг и повышению доступности рыбной продукции в отдаленных местностях, а также снижению уровня безработицы в населенных пунктах в местах традиционного проживания малочисленных народов вследствие создания новых рабочих мест для них и местного населения, увеличению налоговых поступлений от общин в региональные и федеральные бюджеты.
Положительный эффект реализации Законопроекта особенно актуален в условиях усиления мер по защите граждан Российской Федерации и экономического сектора от недружественных действий иностранных государств, по поддержке и развитию сельского хозяйства, содействию занятости населения, укреплению потенциала местной экономики и обеспечению продовольственной безопасности на территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Положения, содержащиеся в проекте федерального закона, не повлекут негативных социально-экономических, финансовых последствий при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не потребуют выделения дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует внесения изменений, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.