Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению
на проект федерального закона N 422653-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части организации предоставления дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки) внесен депутатами Государственной Думы Д.А. Свищевым, Б.В. Иванюженковым, Д.Ю. Пирог, С.В. Бурлаковым и другими; сенаторами Российской Федерации Э.В. Исаковым, Л.С. Гумеровой
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по просвещению рассмотрен проект федерального закона N 422653-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается:
1) предоставить федеральным государственным органам право обеспечивать организацию предоставления дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях;
2) отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения организацию предоставления дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в государственных образовательных организациях;
3) отнести к полномочиям муниципальных районов, городских и муниципальных округов организацию предоставления дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (за исключением дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и программы спортивной подготовки получили статус дополнительных образовательных программ, при этом не была предусмотрена возможность реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для взрослых в государственных или муниципальных образовательных организациях.
В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года создание условий и стимулов для занятия спортом лиц всех возрастных категорий обозначено одним из вызовов будущего десятилетия. Для достижения национальной цели сохранения здоровья населения необходимо постоянное увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также создание равных возможностей для занятия физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан, развитие инфраструктуры массового спорта в шаговой доступности, обновление с этой целью материально-технической базы, в том числе в общеобразовательных организациях.
По мнению Комитета, учитывая, что в образовательных организациях обучаются не только дети, но и взрослые (колледжи, вузы), принятие рассматриваемого законопроекта позволит расширить круг лиц, имеющих право на дополнительное образование по программам спортивной подготовки, и будет способствовать достижению национальных целей развития.
В тоже время, Комитет отмечает ряд замечаний:
1) В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) федеральные государственные органы и сейчас вправе обеспечивать организацию предоставления дополнительного образования детей без конкретизации видов образовательных программ в федеральных государственных образовательных организациях. В связи с чем необходимо уточнить предлагаемую законопроектом норму по изменению части 2 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ указанием на то, что дополнительные образовательные программы спортивной подготовки могут реализовываться и в отношении взрослых.
2) Исходя из того, что полномочия по дополнительному образованию детей уже закреплены за субъектами (п. 32 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), видится целесообразным скорректировать предлагаемый новый пункт 32.1 части 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и наделить субъекты Российской Федерации полномочием по организации предоставления дополнительного образования для взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в государственных образовательных организациях. Аналогичное уточнение необходимо и в отношении полномочий, закрепляемых за муниципальными районами, городскими и муниципальными округами.
3) В абзаце 1 статьи 3 законопроекта требуется уточнить номер статьи Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которую предлагается внести изменения, поскольку указанный в нём номер статьи Федерального закона N 131-ФЗ не соответствует номерам статей Федерального закона N 131-ФЗ в абзацах 2 и 3 этой же статьи законопроекта.
4) Проектируемые положения Федерального закона N 131-ФЗ требуют уточнения в части конкретизации образовательных организаций, в отношении которых предполагается закрепить полномочие органов местного самоуправления по предоставлению дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
5) Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом на финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в муниципальных образованиях. В этой связи из проектируемых положений Федерального закона 273-ФЗ и Федерального закона 131-ФЗ необходимо исключить фразу "(за исключением дополнительного образования по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Комитет считает необходимым при доработке законопроекта предусмотреть положение о распространении действия его норм на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, с учетом того, что до 1 января 2023 г. программы спортивной подготовки реализовывались как в отношении детей, так и в отношении взрослых.
Комитет акцентирует особое внимание на том, что предлагаемые нормы по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для взрослых в федеральных, региональных и муниципальных образовательных организациях являются правом, а не обязанностью соответствующих органов публичной власти.
Кроме того, по мнению Комитета, для обеспечения реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки для взрослых с использованием помещений и инфраструктуры образовательных организаций с детской спецификой, необходимо однозначно определить ответственных за соблюдение надлежащего технического состояния помещений и оборудования, санитарных норм, мер безопасности и уточнить все особенности финансового обеспечения реализации таких образовательных программ в образовательных организациях разного уровня.
Комитет отмечает, что 52 субъекта Российской Федерации поддерживают предлагаемые изменения, 1 субъект (Ульяновская область) консолидировано против.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре также поддерживает концепцию законопроекта.
Комитет Государственной Думы по просвещению поддерживает концепцию проекта федерального закона N 422653-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.