Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 498549-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 5-П (далее - Постановление N 5-П) в части установления гарантий прав и законных интересов членов семьи (бывших членов семьи) прежнего собственника отчуждаемого жилого помещения, право собственности на которое возникло в результате его приватизации или в связи с полной выплатой паевого взноса в жилищно-строительный кооператив (далее - ЖСК), если вышеуказанные лица сохранили право пользования этим жилым помещением.
Законопроектом предлагается уточнить статью 74 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и предусмотреть в ней положение о необходимости получения согласия от членов семьи (бывших членов семьи) на ипотеку приватизированного жилого помещения (если в момент приватизации жилого помещения они имели равные права пользования помещением с лицом его приватизировавшим), жилого помещения, находящегося в собственности в связи с полной выплатой паевого взноса членом ЖСК и не утративших права пользования данным жилым помещением при наличии соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Корреспондирующими изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), предусматривается внесение в ЕГРН дополнительных сведений о членах семьи (бывших членах семьи) собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом его приватизировавшим, а также о членах семьи (бывших членах семьи) собственника жилого помещения, указанных в момент полной выплаты паевого взноса членом жилищно-строительного кооператива в ордере на жилое помещение, предоставленное на основании решения общего собрания членов жилищно-строительного кооператива, либо вселенных до указанного момента в жилое помещение в качестве членов семьи члена жилищно-строительного кооператива на основании решения суда.
В соответствии с проектируемым пунктом 2 статьи 3 законопроекта такие сведения будут вноситься в ЕГРН только по заявлению собственника жилого помещения и члена семьи (членов семьи), бывшего члена семьи (бывших членов семьи) такого собственника. Далее предусматривается, что указанные сведения исключаются из ЕГРН по заявлению тех же лиц: собственника (собственников) объекта недвижимости и лица, в отношении которого такие сведения внесены.
Законодательная инициатива направлена на решение поставленной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 5-П задачи выработки универсального правового механизма, обеспечивающего "максимальную прозрачность информации о правах всех третьих лиц на отчуждаемые жилые помещения, что позволило бы их приобретателям... иметь достоверные сведения о сохранении или прекращении права пользования жилым помещением за членами семьи его прежнего собственника".
С учетом этого, и принимая во внимание, что концепция законопроекта направлена на защиту прав граждан, Комитет считает возможным поддержать концепцию рассматриваемой инициативы. В то же время Комитет обращает внимание, что предложенный законопроектом механизм обеспечения прав граждан на жилое помещение нуждается в серьезной доработке при подготовке проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении, поскольку в представленном виде не позволяет достичь поставленной Конституционным Судом Российской Федерации цели.
Так проектируемые изменения, предусмотренные статьей 1, не согласуются с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Аналогичные положения содержатся и раскрываются в статье 209 ГК РФ. Вместе с тем, проектируемое изменение в статью 74 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" необоснованно лишает собственника жилого помещения правомочия по распоряжению своим недвижимым имуществом в случае его передачи в ипотеку, в то время как при отчуждении такого имущества, например по договору купли-продажи или дарения, согласия членов семьи (бывших членов семьи) собственника имеющих право проживать в жилом помещении не требуется.
Следует отметить, что в соответствии с проектируемой статьей 2 законопроекта обладатели самостоятельного права проживания - члены семьи собственника жилого помещения или бывшие члены его семьи не утрачивают права пользования жилым помещением в связи с переходом права собственности на такое помещение иному лицу.
Таким образом, по мнению Комитета необходимо дополнительно рассмотреть обоснованность внесения изменений в Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" с учетом отсутствия в Постановлении N 5-П указаний на необходимость корректировки положений указанного федерального закона.
В части проектируемых положений статьи 3 законопроекта следует отметить, что предусматриваемая процедура внесения в ЕГРН сведений о лицах, обладающих самостоятельным правом проживания (члены семьи или бывшие члены его семьи) в жилом помещении осуществляется по заявлению собственника и лица, имеющего соответствующее право, то есть - является добровольной. Аналогичная процедура предусмотрена и для исключения таких сведений из ЕГРН, при этом исключение таких сведений не лишает вышеуказанных лиц права и дальше проживать в жилом помещении.
Представляется, что такой подход не соотносится с положениями части 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ и части 1 стать 8.1 ГК РФ, согласно которым сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются достоверными.
Комитет отмечает, что проект федерального закона соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию законопроекта N 498549-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и считает возможным принять его в первом чтении при условии существенной доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.