Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 498549-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 498549-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части защиты прав собственности приобретателя жилого помещения и обеспечения защиты прав бывших членов семьи собственника отчуждаемого жилого помещения), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на выполнение требований, высказанных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Богатырева" (далее - Постановление N 5-П).
Рассматривая дело о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что оспариваемая норма, позволяя сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения на него взыскания как на предмет залога обременения данного права, не соответствует Конституции Российской Федерации, так как требование государственной регистрации такого обременения законодательно не установлено.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения названные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Содержание прав членов семьи собственника жилого помещения в доме жилищного или жилищно-строительного кооператива жилищным законодательством не определено. Однако сложившаяся правоприменительная практика в случае отчуждения жилого помещения защищает эти права наравне с правами членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от приватизации в его пользу, исходя из того, что члены семьи лица, принятого в члены жилищно-строительного кооператива, приобретали право пользования предоставленным ему по ордеру жилым помещением, основанное на решении общего собрания членов кооператива, утвержденном исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, и сохраняли это право в дальнейшем, если после их вселения выданный ордер не был признан недействительным по основаниям, предусмотренным законом (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 11-КГ12-2).
Иными словами данная норма допускает возможность сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива, на которое как на предмет залога было обращено взыскание, за лицами, получившими это право на основании ордера на предоставление данного жилого помещения.
Как следует из Постановления N 5-П, федеральному законодателю с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ относительно возможности введения государственной регистрации соответствующих прав и обременений следует внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на урегулирование правового положения членов семьи прежнего собственника жилого помещения, и выработать надлежащий правовой механизм, обеспечивающий максимальную прозрачность информации о правах всех третьих лиц на отчуждаемые жилые помещения, что позволяло бы их приобретателям, действующим разумно и добросовестно, иметь достоверные сведения о сохранении или прекращении права пользования жилым помещением за членами семьи его прежнего собственника, в том числе за лицами, получившими это право на основании ордера в доме жилищно-строительного кооператива в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в частности в случаях обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество, и эффективно защищать в судебном порядке свои права и законные интересы.
Таким образом, целью законопроекта должно стать законодательное обеспечение публичности информации о правах всех третьих лиц на жилые помещения, причем независимо от того, как и для чего происходит отчуждение жилого помещения.
Одной из основных гарантий информирования приобретателя жилого помещения о наличии обременений приобретаемого им права собственности является государственная регистрация принадлежащих третьим лицам прав на это помещение (которые, с точки зрения собственника, выступают как обременения), законодательное закрепление необходимости государственной регистрации прав на недвижимое имущество необходимо для обеспечения защиты прав других лиц, стабильности гражданского оборота и предсказуемости его развития.
Для решения поставленного вопроса законопроектом предлагается дополнить статью 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" положениями, согласно которым действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется также и на "на бывших членов семьи собственника жилого помещения, право собственности на которое возникло на основании документа, подтверждающего полную выплату паевого взноса членом жилищно-строительного кооператива, при условии, что в момент полной выплаты паевого взноса эти лица были указаны в качестве членов семьи члена жилищно-строительного кооператива в ордере, выданном при вселении в жилое помещение, предоставленное на основании решения общего собрания членов жилищно-строительного кооператива, либо вселены в указанное жилое помещение в качестве членов семьи члена жилищно-строительного кооператива на основании решения суда и имели равные права пользования этим помещением с членом жилищно-строительного кооператива, если иное не установлено законом или договором".
Так как сохранение права пользования приватизированным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника регламентирует исключительно правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения, предлагается дополнить статью 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" новой частью 2, согласно которой при переходе к другому лицу права собственности на жилое помещение, возникшего в результате приватизации жилого помещения либо в связи с полной выплатой паевого взноса членом жилищно-строительного кооператива, члены семьи (бывшие члены семьи) собственника указанного жилого помещения не утрачивают право пользования жилым помещением, если указанные лица имели на момент приватизации жилого помещения равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, либо в момент полной выплаты паевого взноса были указаны в ордере в качестве членов семьи члена жилищно-строительного кооператива или вселены в жилое помещение в качестве членов семьи члена жилищно-строительного кооператива на основании решения суда, имели равные права пользования этим помещением с членом жилищно-строительного кооператива и не утратили право пользования жилым помещением до момента перехода права собственности на него.
Поддерживая концепцию законодательного регулирования, предложенную Правительством Российской Федерации, обращаем внимание на необходимость корректировки проектируемых положений предлагаемых в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" исходя из того, что в Постановлении N 5-П речь идет не о бывших членах семьи собственника жилого помещения, а о членах семьи бывшего собственника, что имеет существенное значение при формулировке правовых норм.
При этом, считаем, что исключение сведений из Единого государственного реестра недвижимости об обременении объекта недвижимости правом проживания может осуществляться автоматически посредством межведомственного взаимодействия и получения сведений о снятии правообладателей такого права с учета по месту жительства.
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 498549-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.