Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 494 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" закрепил в федеральном законодательстве Российской Федерации институт комплексного развития территории (далее также - КРТ) - совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
На сегодняшний день КРТ является одним из ключевых направлений градостроительного развития субъектов Российской Федерации, которое осуществляется для повышения эффективности использования территорий, создания необходимых условий для развития инфраструктуры, обновления застроенных территорий.
Согласно информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках мониторинга реализации механизма комплексного развития территорий субъектами Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2023 года прорабатывается вопрос о применении механизма КРТ в отношении 849 территорий общей площадью 26,6 тыс. га.
В рамках применения механизма КРТ на сегодняшний день планируется возведение объектов капитального строительства общей площадью около 157 млн кв. м, из них около 120 млн кв. м жилой площади.
Субъектами Российской Федерации в рамках реализации КРТ достигнуты следующие показатели:
подготовлено 356 проектов решений о КРТ;
принято 328 решений о КРТ, в том числе: 127 решений о КРТ жилой застройки, 44 решения о самостоятельной реализации КРТ Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, а также о реализации КРТ юридическим лицом, созданным субъектом Российской Федерации;
организовано 206 процедур торгов в целях заключения договора о КРТ;
заключено 233 договора о КРТ: 17 договоров АО "ДОМ.РФ", 103 - по результатам торгов, 113 - по инициативе правообладателей;
разработано и утверждено 107 документаций по планировке территорий, подлежащих комплексному развитию;
выдано 76 разрешений на строительство с планируемым объемом ввода жилья порядка 1,6 млн кв. м;
фактический ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в рамках КРТ составил 163,24 тыс. кв. м, в том числе 135,6 тыс. кв. м жилья;
фактическое переселение граждан из жилищного фонда (включая аварийный) началось в 12 субъектах Российской Федерации и на указанную дату составляет 44,34 тыс. кв. м, 1477 граждан переселено.
Таким образом, мероприятия в рамках комплексного развития территории жилой застройки на 1 марта 2023 года коснулось 1477 граждан, однако фактически указанное число гораздо больше.
Необходимо отметить, что по состоянию на 6 октября 2022 года президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрено к реализации 346 проектов за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов.
При этом одним из ожидаемых эффектов от реализации указанных проектов является поступление налоговых и неналоговых средств в консолидированный бюджет субъекта 2,18 трлн рублей.
Представляется, что граждане-участники КРТ не должны платить налоги в бюджет при реализации решения о КРТ.
Во-первых, само решение о КРТ принимается согласно властно-распорядительным полномочиям соответствующего государственного органа согласно части 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, одним из этапов принятия решения о КРТ является проведение общих собраний собственников многоквартирных домов, что означает преодоление интересов меньшинства в указанном вопросе.
В-третьих, согласно части 1 статьи 64 Градостроительного кодекса Российской Федерации одна из целей КРТ - это улучшение жилищных условий граждан, реализация которых не должна облагаться налогами.
Жилищным кодексом Российской Федерации в рамках комплексного развития территории предусмотрены гарантии обеспечения жилищных прав граждан при реализации решения о КРТ.
Например, согласно части 7 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданину компенсируются все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания.
Однако иные имущественные интересы граждан при реализации решения о КРТ в части налогообложения физических лиц не учитываются в рамках КРТ в действующем законодательстве Российской Федерации.
Необходимо отметить, что правоотношения в части комплексного развития территории и реновации жилищного фонда в городе Москве имеют схожие общие черты, общие цели, предоставляют гарантии жилищных прав граждан при реализации соответствующих программ. Однако реновация жилищного фонда в городе Москве при этом предоставляет больший объем гарантий в целях обеспечения имущественных прав граждан при реализации программы реновации.
В целях защиты имущественных прав граждан-участников программы реновации жилищного фонда в городе Москве Налоговый кодекс Российской Федерации содержит налоговые льготы в части освобождения указанных граждан от налогового бремени.
К указанным налоговым льготам относятся:
освобождение от налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных налогоплательщиком в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве в денежной форме в виде равноценного возмещения либо в натуральной форме в виде жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в собственность взамен освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем (пункт 41.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации);
освобождение от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (учитывается срок нахождения в собственности налогоплательщика освобожденного жилого помещения (доли) (пункт 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации);
право уменьшить полученные доходы от продажи жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в собственность взамен освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, на величину произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением освобожденных жилого помещения или доли (долей) в нем и (или) жилого помещения или доли (долей) в нем, предоставленных в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве (абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации);
освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
В связи с изложенным предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и предусмотреть налоговые льготы для граждан-участников комплексного развития территории жилой застройки аналогичные для граждан-участников программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.