Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
(в части упрощения порядка определения регионального оператора по обращению с твердым коммунальными отходами в труднодоступных населенных пунктах),
внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Приложение
к Решению Комитета
от 25 января 2023 г. N 61.4
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части упрощения порядка определения регионального оператора по обращению с твердым коммунальными отходами в труднодоступных населенных пунктах), и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях совершенствования Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в части установления новых понятий и положений, реализация которых обеспечит развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Так, законопроектом предлагается внести изменения в понятийный аппарат Закона N 89-ФЗ (определения "накопление отходов", "объекты накопления отходов") и в его отдельные положения, а именно в части отбора регионального оператора по обращению с ТКО и организации его деятельности на территории субъекта Российской Федерации, наделения полномочиями Правительства Российской Федерации по принятию решений о продлении срока накопления ТКО до 24 месяцев (на основании санитарно-эпидемиологической оценки в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
В соответствии с пунктом 11 санитарных правил и норм СанПиН N 2.1.3684-21 от 28 января 2021 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки в местах накопления ТКО.
В соответствии с пояснительной запиской, предлагаемое увеличение срока накопления отходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на срок до двадцати четырех месяцев обусловлено незначительным негативным воздействием от накапливаемых отходов на окружающую среду в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях из-за экстремальных природно-климатических условий и вечной мерзлоты.
Также в пояснительной записке отмечается, что в настоящее время местные региональные операторы не могут в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с труднодоступностью и отдаленностью некоторых населенных пунктов осуществлять свою деятельность. Законопроектом предлагается статью 6 дополнить абзацем, содержащим нормы установление порядка определения оператора по обращению с ТКО, исполняющего функции регионального оператора в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора, установленного Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 24.6 Закона N 89-ФЗ в части деятельности регионального оператора на территории отдельных населенных пунктов, согласно которым субъекты Российской Федерации наделяются правом определять оператора по обращению с ТКО, исполняющего функции регионального оператора в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора, установленного Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО, как это установлено пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Основанием, устанавливаемым субъектом Российской Федерации, по которым юридическое лицо может быть лишено права отказаться от заключения договора, служит нарушение нормативных правовых актов, принятых на уровне субъектов Российской Федерации.
Не оспаривая актуальности проблематики и, поддерживая необходимость совершенствования регулирования отношений в сфере обращения с ТКО в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, Комитет считает необходимым отметить следующее.
6 июля 2022 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменения в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", направленный на поддержку отрасли обращения с ТКО в условиях внешних ограничений (Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 280-ФЗ).
В целях минимизации негативных последствий и предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора в соответствии с принятым вышеуказанным законом органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляется право заключать соответствующее соглашение либо с юридическим лицом, которому присвоен статус регионального оператора, либо с юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории данного субъекта, либо с юридическим лицом, зарегистрированным на территории данного субъекта, имеющим лицензию в сфере обращения с ТКО, и не находящимся в процедуре банкротства.
Таким образом, в рамках принятого закона N 280-ФЗ предусматривается урегулирование вопроса определения регионального оператора по обращению с ТКО в труднодоступных населенных пунктах без круглогодичного транспортного сообщения, без проведения конкурсного отбора.
Также необходимо отметить, что положения законопроекта в части продления до 1 января 2023 года срока эксплуатации объектов размещения отходов, введенных до 2019 года и не имеющих документации, установленной законодательством Российской Федерации нашли свое отражение в принятом Государственной Думой в осеннюю сессию 2022 года законопроекте N 222860-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 19 декабря 2019 г. N 519-ФЗ).
Комитет поддерживает необходимость решения обозначенной проблемы не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах.
Необходимость решения проблемы вывоза ТКО из труднодоступных и удаленных территорий была поддержана на заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления 21 апреля 2022 г., по итогам которого Роспотребнадзору, Минприроды России и ППК "Российский экологический оператор" дано поручение проработать вопрос об увеличении периодичности вывоза ТКО из труднодоступных и удаленных территорий.
Также необходимо отметить, что к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям относится значительная часть территории Российской Федерации (районы и местности 24 субъектов Российской Федерации), с различными природно-климатическими условиями (например, Чукотский автономный округ, Приморский край). Учитывая эти факторы, Правительством Российской Федерации прорабатываются предложения по совершенствованию законодательства в сфере обращения с отходами с целью учета социально-экономических и природно-климатических особенностей Арктической зоны (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 N 996-р "Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года).
В части предлагаемого механизма увеличения срока временного накопления ТКО в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению Роспотребнадзора на основании санитарно-эпидемиологической оценки, Комитет отмечает возможные риски при его непосредственной реализации, ввиду того, что:
- действующим законодательством не урегулированы порядок и критерии отнесения населенных пунктов к труднодоступным и малочисленным для целей изменения срока временного накопления ТКО;
- нормативными правовыми актами не установлены конкретные регламенты, правила и нормативы, на основании которых проводится санитарно-эпидемиологическая оценка для целей принятия решения об изменении срока временного накопления ТКО. По информации ППК "Российский экологический оператор" региональные ФГБУЗ "Центры гигиены и эпидемиологии" отказывают в проведении санитарно-эпидемиологической оценки срока временного накопления несортированных ТКО в связи с отсутствием критериев такой оценки (например, в Томской области).
Кроме того, предусмотренное законопроектом новое понятие "объекты накопления ТКО" требуют соотнесения с содержащимся в Законе N 89-ФЗ понятием "места (площадки) накопления ТКО".
Также требуют внимания замечания Правового Управления Государственной Думы, изложенные в заключении от 08 июля 2022 г. N вн.2.2.-1/2844 (представлено в СОЗД).
Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации (официальный отзыв от 21 сентября 2022 г. N 10960п - П11).
На основании изложенного, а также учитывая обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2022 г. N 1гс-7726, Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предлагает субъекту законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" до первого чтения с учетом предложений и замечаний, изложенных в заключении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.