Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, касающиеся реализации отдельных видов образовательных программ, предоставления социальных гарантий обучающимся и педагогическим работникам, организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом для педагогических работников реализуются трудовые права и социальные гарантии на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, досрочное назначение страховой пенсии по старости, предоставление вне очереди жилых помещении по договорам социального найма, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта выходят за рамки предмета правового регулирования Федерального закона. Так, вопросы установления расходов на образование в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации являются предметом регулирования бюджетного законодательства, вопросы предоставления налоговых льгот организациям и физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие образования, - налогового законодательства, вопросы установления времени труда и отдыха педагогических работников, оплаты их труда, надбавок к окладам, назначения страховой пенсии - трудового законодательства и законодательства о страховых пенсиях, вопросы наполняемости групп в дошкольных образовательных организациях и классов в общеобразовательных организациях регламентируются санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Предусмотренные законопроектом изменения в части установления гарантии права на образование в течение всей жизни уже нашли отражение в действующей редакции Федерального закона и являются избыточными.
Вопросы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в случае введения на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения урегулированы частью 17 статьи 108 Федерального закона.
В предлагаемых положениях о праве граждан на образование независимо от возраста и перечне обязательных предметов при освоении обучающимися основных общеобразовательных программ без разбивки по уровням общего образования не учтены необходимость достижения определенного возраста для освоения отдельных образовательных программ (статья 67 Федерального закона) и соответственно возрастные и психофизические особенности детей.
В положениях законопроекта по вопросам установления размера государственных стипендий в привязке к размеру прожиточного минимума не учтены положения статьи 36 Федерального закона, согласно которой государственные стипендии назначаются обучающимся в целях стимулирования и поддержки освоения образовательных программ.
Предложения о внесении изменений, касающихся сферы высшего образования, не учитывают, что проводится работа во исполнение поручения Президента Российской Федерации по формированию новой национальной системы высшего образования, предусматривающей изменение уровней высшего образования.
Предусматриваемая законопроектом возможность прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и вступительных испытаний в форме единого государственного экзамена повлечет трудности при организации приема в образовательные организации высшего образования, поскольку в законопроекте не учитывается несопоставимость процедур и результатов экзаменов, сданных в различных формах, и, как следствие, не обеспечивается единый подход к оценке результатов освоения образовательной программы среднего общего образования. Кроме того, аналогичные изменения ранее неоднократно были рассмотрены и не поддержаны Правительством Российской Федерации (заключение от 23 сентября 2021 г. N 10075п-П8, официальный отзыв от 24 февраля 2022 г. N 1698п-П8).
Предусматриваемая законопроектом возможность реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных организаций высшего образования только с согласия Государственной Думы противоречит принципу разделения властей, закрепленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, и положениям статьи 6 Федерального закона.
Кроме того, положения законопроекта концептуально изменяют содержание и порядок реализации отдельных полномочий Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования, при этом обоснование таких изменений в материалах к законопроекту отсутствует.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений Потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
С учетом изложенного законопроект нуждается в концептуальной переработке.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N ДГ-П8-16005 "Заключение на проект федерального закона N 645714-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части реализации принципа "образование для всех, в течение всей жизни", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы О.Н. Смолиным"
Опубликование:
-