Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 541038-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 541038-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (в части установления правового статуса побочных продуктов животноводства, прошедших обработку и переработку), внесенный сенаторами Российской Федерации А.В. Двойных, С.Г. Митиным, Б.Б. Хамчиевым, О.Н. Епифановой, А.Н. Кондратенко, В.А. Пушкаревым, Л.З. Талабаевой, Г.В. Ягубовым, Г.И. Орденовым, М.Г. Кавджарадзе, и отмечает.
Законопроектом предлагается внести в статью 1 Федерального закона от 10 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" изменение, согласно которому не признаются агрохимикатами побочные продукты животноводства, обработанные и переработанные без применения химических и (или) биологических препаратов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту требования к обращению побочных продуктов животноводства, в том числе к их внесению в почву установлены Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исключение побочных продуктов животноводства, обработанных и переработанных без применения химических и (или) биологических препаратов внесет ясность и определенность при определении объектной принадлежности побочных продуктов животноводства, а также в части, касающейся "требований к их производству и обороту, определения необходимости регистрационных действий, осуществления контрольно-надзорных функций и применении штрафных санкций".
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо учесть следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" агрохимикаты - удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв).
Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, побочные продукты животноводства, не прошедшие обработку, переработку, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.
Побочные продукты животноводства, не прошедшие обработку, переработку были исключены из понятия "агрохимикаты" Федеральным законом о побочных продуктах животноводства, так как такой вид побочных продуктов животноводства не является удобрением и не может быть использован для повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения без дополнительной обработки (постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства").
Законопроектом предлагается исключить из сферы действия Закона о пестицидах также те побочные продукты животноводства, которые прошли обработку и переработку без применения химических и (или) биологических препаратов.
Вместе с тем действующая редакция Федерального закона о пестицидах под термином "агрохимикаты" подразумевает любые удобрения, в том числе органические. Законодательно понятия "удобрения", "органические удобрения", "органо-минеральные удобрения", "микробиологические удобрения" в настоящее время не определены. Согласно документам в области стандартизации удобрение - это вещество для питания растений и повышения плодородия почв. К органическим удобрениям относятся навоз, помет и другие вещества животного и растительного происхождения (Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к минеральным удобрениям" ТР ЕАЭС 039/2016, Межгосударственный стандарт "Удобрения органические. Термины и определения").
Таким образом, вопрос о соотношении побочных продуктов животноводства с агрохимикатами и, в первую очередь, с органическими удобрениями требует дополнительного законодательного урегулирования.
Также в законодательстве отсутствуют понятия "химические и (или) биологические препараты", отношения по применению или неприменению биологических препаратов при обработке и переработке побочных продуктов животноводства практически не урегулированы, что также создает условия для возникновения правовой неопределенности в указанной сфере.
Следует отметить, что Федеральный закон от 14 июля 2022 года N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Таким образом, требования к побочным продуктам животноводства, используемым личными подсобными хозяйствами, Федеральным законом N 248-ФЗ не регулируются. Таким образом, в отношении личных подсобных хозяйств в представленной редакции требования к использованию в качестве удобрений побочных продуктов животноводства остаются неурегулированными.
Кроме того, согласно статье 2 законопроекта проектируемый Федеральный закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 года. При этом следует отметить, что правовой механизм реализации указанной нормы в законопроекте отсутствует.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживает представленный законопроект.
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации представлена позиция о необходимости рассмотрения законопроекта с учетом представленных в заключении замечаний и позиции Правительства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации представлен официальный отзыв о поддержке законопроекта с учетом замечаний.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 541038-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в первом чтении при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.