Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 579984-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах)" (далее - законопроект), внесенный сенаторами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 г. N Пр-54 в целях создания механизма компенсации стоимости имущества, учитываемого на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых с 1 января 2024 года (ИИС третьего типа) (далее - ИИС), с установлением максимальной суммы компенсационной выплаты в размере 1 400,0 тыс. рублей на гражданина.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Статьей 1 законопроекта предусматривается право физического лица на получение компенсационной выплаты в счет возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС, в случае, если до истечения шести месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС, банкротом и об открытии конкурсного производства имущество его клиента - физического лица, учтенное на ИИС, не было передано последнему в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Компенсационная выплата осуществляется в размере неудовлетворенных требований физического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), до истечения указанного шестимесячного срока.
В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 г. N Пр-54 создание механизма страхования средств, размещенных на ИИС, должно быть предусмотрено для граждан. При этом законопроект распространяет механизм компенсации стоимости имущества, учитываемого на ИИС, на всех физических лиц, имеющих право на открытие ИИС.
Также законопроектом не учитывается, что в соответствии с особенностями банкротства финансовых организаций, предусмотренными Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при рассмотрении дела о банкротстве должника помимо конкурсного производства применяются процедуры наблюдения и мировое соглашение. Таким образом, предлагаемый механизм компенсации физическому лицу стоимости имущества, размещенного на ИИС, учитывает только одну процедуру, применяемую в деле о банкротстве.
Кроме того, помимо процедур банкротства к финансовым организациям, осуществляющим открытие и ведение ИИС, применяются меры по предупреждению банкротства, по итогам которых Банком России (контрольным органом) может быть назначена временная администрация на общий срок, не превышающий 18 месяцев. Временная администрация в установленных законодательством Российской Федерации случаях может исполнять обязанности до завершения ликвидации финансовой организации.
Законопроектом не установлены максимальные сроки компенсационной выплаты физическим лицам, а также минимальные размеры этих выплат в отношении каждого физического лица, имеющего соответствующее требование, в том случае, когда средств компенсационного фонда недостаточно.
При этом предлагаемый законопроектом порядок удовлетворения требований физических лиц пропорционально суммам их требований не позволяет установить очередность требований во времени и определенные размеры компенсационных выплат для каждого нового физического лица, обращающегося в уполномоченную некоммерческую организацию за получением выплаты.
С учетом того что участие лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС, в системе возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС, является добровольным, наполнение компенсационного фонда может быть прекращено в любой момент времени.
Таким образом, предусмотренный законопроектом механизм компенсационной выплаты может поставить физических лиц, имеющих ИИС, в неравные условия.
Также отмечаем, что, поскольку законопроект регулирует создание добровольной системы для компенсации средств владельцам ИИС, может сложиться ситуация с недостаточностью средств компенсационного фонда в случае возможного отсутствия или малой численности участников в системе.
Таким образом, предлагаемая законопроектом концепция системы возмещения стоимости имущества на ИИС направлена на фрагментарную защиту прав граждан.
Кроме того, отсутствуют сведения о наличии отдельного проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по вопросу налогообложения средств, привлекаемых в компенсационный фонд, инвестируемых средств и средств, выплачиваемых физическому лицу в счет возмещения стоимости имущества в рамках создаваемой системы возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС.
В связи с этим налогообложение указанных средств будет осуществляться по общим правилам. Это означает, что средства, вносимые в компенсационный фонд, будут признаваться целевыми и не облагаться налогом на прибыль организаций, средства от инвестирования средств компенсационного фонда будут облагаться налогом на прибыль организаций, а средства, выплачиваемые физическому лицу в качестве компенсации, будут облагаться налогом на доходы физических лиц.
При этом следует учитывать, что, несмотря на то, что средства, вносимые в компенсационный фонд, можно считать целевыми, законодательство о налогах и сборах во избежание неоднозначного толкования целевого взноса для данных случаев, как правило, содержит специальные нормы (например, в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении средств, которые получены профессиональными объединениями страховщиков, созданными в соответствии с федеральными законами, и предназначены для финансирования установленных расходов).
Что касается инвестирования временно свободных денежных средств компенсационных фондов, то имеются отдельные примеры освобождения их от налога на прибыль организаций (например, на основании подпункта 38 пункта 1 статьи 251, пункта 55 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая актуальность создания механизма защиты средств граждан, размещенных на ИИС, и исходя из общественно значимых целей и задач, достигаемых при создании и функционировании системы возмещения стоимости имущества, учитываемого на ИИС, Счетная палата Российской Федерации полагает возможным отдельно урегулировать вопросы налогообложения в рамках создаваемой системы.
Таким образом, предлагаемое регулирование не в полной мере соответствует заявленным в пояснительной записке целям и возможности обеспечения защиты средств граждан, размещенных на ИИС.
В связи с изложенным законопроект и материалы обоснования к нему требуют доработки.
Аудитор |
А.Л. Саватюгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.