Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре
на проект федерального закона N 610819-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части установления особенностей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия),
внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, В.И. Пискаревым, А.М. Шолоховым, Е.Г. Драпеко, О.М. Германовой, сенаторами Российской Федерации Л.С. Гумеровой, В.Н. Бондаревым, С.Н. Колбиным, Н.Ф. Кондратюком, С.А. Мартыновым, Д.С. Перминовым, а также Е.А. Ямпольской в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 610819-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, В.И. Пискаревым, А.М. Шолоховым, Е.Г. Драпеко, О.М. Германовой, сенаторами Российской Федерации Л.С. Гумеровой, В.Н. Бондаревым, С.Н. Колбиным, Н.Ф. Кондратюком, С.А. Мартыновым, Д.С. Перминовым, а также Е.А. Ямпольской в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы) в части установления особенностей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищных мероприятий.
Законопроектом предлагается дополнить Основы новой статьей 52.2, устанавливающей особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при организации и проведении зрелищного мероприятия, обязанности организаторов зрелищных мероприятий, посетителей указанных мероприятий и предусматривающей комплекс мер, позволяющих на практике обеспечить безопасное посещение зрелищных мероприятий.
Предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием устанавливать правила обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий (далее - правила обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий).
Кроме этого, предлагается установить требования к месту проведения зрелищного мероприятия. Такое место должно иметь инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что одной из проблем, связанной с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий, является недостаточная информированность соответствующих органов власти о проводимых мероприятиях. Как следствие, законопроектом предлагается установить обязанность организатора зрелищного мероприятия не позднее 30 дней до начала проведения мероприятия уведомлять высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, территориальный орган МВД России о тематике, месте, дате, времени его проведения, о планируемом количестве его участников, и незамедлительно уведомлять об изменении указанной информации.
Положениями законопроекта помимо обязанностей организатора зрелищного мероприятия устанавливаются также его права. Так, организатор зрелищного мероприятия наделяется правом определения условий и порядка проведения зрелищного мероприятия, а также в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности правом приостанавливать и прекращать такое мероприятие, изменять время его проведения.
Кроме этого, организатор зрелищного мероприятия и (или) собственник, владелец, пользователь места проведения зрелищного мероприятия вправе устанавливать дополнительные требования к поведению посетителей.
Законопроектом также вводятся определения терминов "место проведения зрелищного мероприятия" и "организатор зрелищного мероприятия".
Отмечая актуальность рассматриваемого законопроекта, и признавая необходимость принятия комплекса мер, направленных на полноценное обеспечение безопасности граждан во время проведения зрелищных мероприятий, Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
При этом Комитет считает необходимым обратить внимание на отдельные положения законопроекта при его доработке ко второму чтению.
Комитет предлагает рассмотреть возможность дифференциации требований к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия в зависимости от вида зрелищного мероприятия, формата его проведения, вида деятельности организации культуры.
Согласно части второй проектируемой статьи 52.2 Основ существенным условием договора о проведении зрелищного мероприятия, заключаемым между организатором зрелищного мероприятия и собственником, владельцем, пользователем места проведения зрелищных мероприятий, является обязательство по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия.
Комитет полагает, что в указанном договоре должно быть конкретизировано лицо, на которое договор возлагает обязательство по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия, а также лицо, которое обеспечивает соответствие места проведения зрелищного мероприятия правилам обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий (в том числе наличие необходимых инфраструктуры и технического оснащения).
Кроме этого, целесообразно отразить в положениях законопроекта случаи, когда организаторами зрелищного мероприятия являются несколько лиц, а также когда собственник (владелец, пользователь) места проведения зрелищного мероприятия сам является организатором такого мероприятия.
Согласно положениям части восьмой проектируемой статьи 52.2 Основ организатор зрелищного мероприятия не позднее 30 дней до дня начала проведения зрелищного мероприятия уведомляет высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о тематике, месте, дате, времени его проведения, о планируемом количестве его участников и незамедлительно уведомляет об изменении указанной информации.
Данный механизм уведомления не учитывает особенностей деятельности отдельных организаций культуры, организующих и проводящих несколько зрелищных мероприятий ежедневно. Также не учитывается то обстоятельство, что решение о проведении зрелищного мероприятия может быть принято менее чем за 30 дней до даты его проведения.
Согласно части десятой проектируемой статьи 52.2 Основ организатор зрелищного мероприятия и (или) собственник, владелец, пользователь места проведения такого мероприятия для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищных мероприятий могут привлекать контролеров-распорядителей, порядок привлечения которых, а также их права и обязанности установлены законодательством о физической культуре и спорте.
Комитет предлагает дополнительно обсудить вопрос, распространения норм Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" на деятельность по организации и проведению зрелищного мероприятия, в том числе на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, в случае проведения такого мероприятия на объекте спорта.
Законопроектом предусматривается, что посетители зрелищных мероприятий обязаны соблюдать правила поведения посетителей при проведении зрелищных мероприятий, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что обязанности посетителей и связанные с ними ограничения являются составной частью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности зрелищного мероприятия и взаимосвязаны с обязанностями организатора мероприятия. По этой причине утверждение правил поведения посетителей при проведении зрелищных мероприятий отдельным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации представляется нецелесообразным.
Частью двенадцатой проектируемой статьи 52.2 Основ предлагается установить обязанность организатора зрелищного мероприятия по организации взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении зрелищного мероприятия.
Комитет считает целесообразным во избежание неоднозначного толкования правовой нормы и дублирования полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления конкретизировать механизм такого взаимодействия.
Кроме того, Комитет предлагает дополнить перечень обязанностей организатора зрелищного мероприятия обязанностью принимать меры по недопущению превышения количества посетителей зрелищного мероприятия, исходя из требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и правил обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий.
Принимая во внимание, что вопросы антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, а также территорий, подпадающих под определение места массового пребывания людей, на которых могут проводиться зрелищные мероприятия, регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, они должны быть взаимоувязаны с правилами обеспечения безопасности при проведении зрелищных мероприятий.
В связи с этим Комитет считает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению, осуществлять его рассмотрение одновременно с проектами нормативных правовых актов, направленных на его реализацию.
На законопроект поступило положительное заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве также поддерживает законопроект.
Концепция законопроекта поддержана большинством субъектов Российской Федерации.
С учётом изложенного Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять законопроект N 610819-8 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в первом чтении.
Замещающий должность |
А.М. Шолохов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.