Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 702415-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оружии"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об оружии" граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Статьей 13 указанного Федерального закона лицензионно-разрешительный порядок приобретения, хранения и ношения оружия, как это следует из ее положений, направлен на то, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также на то, чтобы обеспечить его строго целевое использование.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2012 года N 16-П указывал, что оборот такого специфического вида имущества, как оружие, представляющее собой технические средства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели и, следовательно, способные причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, нравственность, права и законные интересы граждан, безопасность государства, а потому от федерального законодателя требуется установление механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия.
В настоящий момент сложилась практика, при которой иностранцы сразу после получения российского гражданства оформляют соответствующие разрешения и приобретают огнестрельное оружие. При этом зачастую указанные лица не встают на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.
Учитывая проводимую в настоящее время специальную военную операцию, и возникающие новые угрозы и вызовы для безопасности государства и граждан Российской Федерации, предлагается установить дополнительные механизмы защиты в рамках режима оборота оружия.
Данным проектом федерального закона предлагается установить запрет на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного оружия самообороны лицами, имеющими гражданство Российской Федерации менее 10 лет.
Действующее законодательство определяет гражданство Российской Федерации, как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Предлагаемый пятилетний период нахождения в гражданстве Российской Федерации для приобретения оружия позволит более эффективно оценить устойчивую правовую связь лица, получившего гражданство, с Российской Федерацией.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" положением, согласно которому, лица, имеющие гражданство Российской Федерации менее 5 лет, не имеют права на приобретение механических распылителей, аэрозольных и других устройства, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковых устройств и искровых разрядников отечественного производства, пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно, охотничьего метательного стрелкового оружия, а также списанного оружия Федерации, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии, при условии истечения 5 летнего срока с момента приобретения гражданства Российской Федерации.
Данная законодательная новелла связана с тем, что проблема предупреждения и предотвращения правонарушений в области оборота оружия со стороны лиц, недавно принявших российское гражданство, крайне актуальна в настоящий момент, а также имеет исключительное общественное значение. Количество случаев преступлений с использованием оружия среди вчерашних мигрантов по-прежнему остается высоким. Например, в сентябре 2023 г. в городе Батайске Ростовской области группа мигрантов избила участника СВО, выпустив в него 5 пуль из травматического пистолета. Возбуждено уголовное дело.
Таким образом, данный законопроект разработан в целях повышения контроля в сфере оборота оружия, а также ограничения доступа к огнестрельному и иному оружию лиц, чьи действия могут создать угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью российских граждан, а также политической стабильности в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оружии"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оружии", не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оружии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об оружии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.