Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - законопроект) разработан в целях установления возможности по заявлению лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли или части доли (далее - доля) участника общества, установить и выплатить действительную стоимость доли участника общества в размере ее рыночной стоимости.
Анализ правоприменительной практики выявил, что действующие положения гражданского законодательства, регулирующие корпоративные отношения в части выплаты действительной стоимости доли, принадлежащей участнику общества в случае его выхода из общества, и кредиторам участника общества в случае обращения взыскания на долю в уставном капитале общества, нередко вызывают споры, которые, как правило, выражены в несогласии лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли, с определяемым обществом размером этой стоимости.
В частности, принимая во внимание несоответствие действительной стоимости доли справедливым ожиданиям участников общества, судебно-арбитражной практикой по корпоративным спорам выработана позиция о возможности проверки обоснованности действительной стоимости доли участника на основании заключения проведенной по делу судебной экспертизы (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. N 90/14), а действительная стоимость доли в уставном капитале общества при выходе его участника по смыслу положений Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон) определяется с учетом рыночной стоимости отраженного на балансе имущества (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 2005 г. N 15787/04, от 6 сентября 2005 г. N 5261/05, от 26 мая 2009 г. N 836/09, от 17 апреля 2012 г. N 16191/11).
При этом указанный подход применяется не только в случае выплаты действительной стоимости доли при выходе участника из общества, но и в иных случаях перехода к обществу доли в уставном капитале общества (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 мая 2013 г. N ВАС-5228/13 по делу N А54-329/2010).
С учетом изложенного законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе возможность установления и выплаты действительной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества в размере рыночной стоимости с привлечением оценщика, если об этом заявлено участником общества. При этом перевод спора в судебную плоскость в отношении установленного размера рыночной стоимости и ее выплаты допускается только при наличии соответствующего заявления лица об установлении и выплате обществом действительной стоимости доли в размере рыночной стоимости. При наличии такого заявления установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости, не допускается.
В целях обеспечения гарантии выплат лицам, которым подлежит выплата действительной стоимости доли участника общества, в случаях, если до истечения срока исполнения обязанности общества выплатить действительную стоимость доли ее рыночная стоимость не установлена, или имеются возражения общества или лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли, в отношении установленной оценщиком величины ее рыночной стоимости, общество выплачивает действительную стоимость доли в порядке, установленном пунктами 2, 4, 5, 6.1 и 8 статьи 23 Федерального закона, с последующим определением разницы между выплаченной суммой и рыночной стоимостью доли, которая подлежит доплате обществом или возврату обществу. Указанные последствия также наступают, если действительная стоимость доли участника общества была выплачена обществом в порядке, установленном пунктами 2, 4, 5, 6.1 и 8 статьи 23 Федерального закона, до получения соответствующего заявления. Аналогичный порядок предусмотрен законопроектом также для случаев обращения взыскания на долю участника общества в уставном капитале общества.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензии и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.