По Закону N 44-ФЗ заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проекта организации работ по сносу аварийного многоквартирного дома. Контрактом и заданием на проектирование установлено: "1.2. Результатом оказанных услуг, предусмотренных настоящим контрактом, является проектно-сметная документация, разработанная в объеме, предусмотренном Техническим заданием Заказчика (Приложение N 1 к настоящему Контракту) при наличии положительного заключения экспертизы о проверке сметной стоимости и п. 4.6 задания на проектирование. По результату оказания услуг Исполнитель передает Заказчику для прохождения государственной экспертизы проектную документацию в одном экземпляре на бумажном носителе. Сметная стоимость согласно ССР 3,2 млн рублей, то есть менее 10 млн рублей. Согласно п. 2 ст. 8.3. ГрК РФ "в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором".
Имеет ли право Заказчик не направлять сметную документацию на экспертизу, так как цена составляет менее 10 млн рублей? Возможно ли внести изменения в муниципальный контракт и указать, что если сметная стоимость менее 10 млн рублей, заказчик не направляет документацию на экспертизу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации заказчик обязан направить проектную документацию на государственную экспертизу. Основания для изменения существенных условий контракта в приведенной ситуации отсутствуют.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с чч. 16 и 16.1 ст. 34 этого Закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. В описанной ситуации включение проектной документации в описание объекта закупки является надлежащим исполнением требований пп. 1-3 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Снос объектов капитального строительства (далее также - снос) регулируется нормами ст. 55.30-55.33 ГрК РФ. При этом из положений ч. 1 ст. 8.3, п. 4 ч. 13 ст. 48, ч. 6 ст. 55.30, ч. 1 ст. 55.31 ГрК РФ, подп. "б" и подп. "н" п. 2 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" и п. 16.3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного указанным постановлением, можно сделать вывод, что проект организации работ по сносу охватывается понятием "проектная документация" и подлежит государственной экспертизе в тех же случаях, когда и проектная документация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Необходимо ли муниципальному заказчику проводить проверку достоверности определения сметной стоимости при сносе объекта капитального строительства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)).
Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ в том случае, если сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств, в частности, бюджетов бюджетной системы РФ, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При этом в случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает указанный размер, то сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.
Вместе с тем п. 2 ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ указывает, что проектная документация всех объектов (кроме линейных), сметная стоимость строительных работ на которых в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, должна проходить государственную экспертизу.
Соответственно, проектная документация, определяющая предмет, содержание и объем строительных работ по контрактам, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случаях, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, подлежит государственной экспертизе, независимо от того, подпадают ли они под исключения, предусмотренные чч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ (смотрите ч. 3.3 ст. 49 ГрК РФ).
Подчеркнем, что в силу п. 1 ч. 13, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять приемку результатов исполнения контракта в порядке и в сроки, которые установлены соответствующим контрактом. При этом заказчик обязан принять только те результаты исполнения, которые соответствуют условиям такого контракта (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Изменение порядка или сроков приемки, а также предусмотренных контрактом результатов его исполнения по общему правилу не допускается (ч. 2 ст. 34 этого Закона)*(1).
Нарушение заказчиком порядка приемки результатов исполнения контракта, а также изменение условий контракта, в случаях, когда возможность изменения условий контракта не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, может повлечь ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32, ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
В приведенной в вопросе практической ситуации контрактом предусмотрено, что результатом оказанных услуг является проектная документация, разработанная в объеме, предусмотренном техническим заданием заказчика при наличии положительного заключения экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости. Таким образом, в приведенной ситуации в соответствии с условиями контракта результат оказанной услуги без положительного заключения государственной экспертизы не может считаться достигнутым. В случае приемки такого результата и его оплаты не исключено, что заказчик будет привлечен к административной ответственности.
Перечень случаев, при которых Закон N 44-ФЗ допускает изменение существенных условий контракта, приведен в ст. 95 и 112 этого Закона. Как видно, основания для внесения указанных в вопросе изменений в контракт в рассматриваемой ситуации также отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
29 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также материалы:
- Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"