Муниципальным учреждением заключен контракт на ремонт кровли с монтажом новых покрытий и применением армирующей стяжки, без укладки утеплителя. Инженером строительного контроля заказчику направлен акт о нецелесообразности применения армирующей стяжки ввиду отсутствия утеплителя и необходимости применения расценки ФССЦ-12.1.02.03-0193 и ФССЦ-12.1.02.05-0122 вместо ФССЦ-12.1.02.03-0192. Каким образом отразить изменения в смете и муниципальном контракте?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны могут внести изменения в контракт в части объемов и (или) видов работ, а также замены материалов, предусмотренных проектной документацией (сметой), на улучшенные посредством подписания дополнительного соглашения.
Обоснование вывода:
Для начала отметим, что ко всем заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактам применяются нормы ГК РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ, а также ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительные работы должны выполняться подрядчиком в соответствии с технической (проектной) документацией, которая фактически определяет предмет договора строительного подряда - условие, без согласования которого никакой договор не может считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Следовательно, проектная (техническая) документация является неотъемлемой частью контракта на выполнение строительных работ, независимо от того, указано ли это в контракте или нет. Соответственно, ее изменение может осуществляться только в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для изменения контракта. То же касается сметы, поскольку такая смета в соответствии с градостроительным законодательством РФ является частью проектной документации (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).
Закон N 44-ФЗ устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта при его исполнении, за исключением отдельных случаев, предусмотренных указанным Законом (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95, ст. 112 Закона N 44-ФЗ). В любых других случаях изменение контракта неправомерно (постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ. В частности, в соответствии с п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение контракта, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в случае изменения объема и (или) видов выполняемых работ по такому контракту. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта.
Как видим, п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон как объема, так и видов выполняемых работ. При этом масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта (хотя это само по себе "технически" ограничивает масштаб таких изменений). Таким образом, стороны контракта в описанном в вопросе случае вправе изменить состав видов и объемы работ, исключив одни и добавив другие. Косвенно этот вывод подтверждается постановлением Одиннадцатого ААС от 09.09.2019 N 11АП-14083/19, в котором указано на правомерность выполнения дополнительных, то есть не предусмотренных технической документацией и сметой, работ, со ссылкой на п. 12 Обзора судебной практики..., утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017. Также совпадения с описанным подходом можно найти в письмах Минфина России от 22.11.2019 N 24-03-07/90712, от 26.11.2019 N 24-03-07/91491.
Отметим также, что в виде исключения выполнение работ с применением улучшенных материалов (оборудования) допускается также положениями ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при условии, если их характеристики являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537). При этом следует учитывать, что на основании ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно заменить только уже предусмотренные контрактом товары, работы, услуги на другие без изменения их количества, цены контракта, а также других условий контракта. Следовательно, если материалы, предлагаемые подрядчиком под замену указанным в проектной документации, обладают улучшенными характеристиками, стороны контракта вправе согласовать использование таких материалов при выполнении работ. Данная позиция подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 06.09.2018 N Ф09-4350/18, постановление Четырнадцатого ААС от 11.07.2018 N 14АП-4914/18, постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2021 N Ф04-2622/21). При этом, поскольку критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работы или оказания услуги Законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик определяет такие критерии самостоятельно и согласовывает c контрагентом изменение предусмотренных контрактом характеристик. Аналогичная позиция изложена в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745 (смотрите также постановление Восемнадцатого ААС от 27.06.2017 N 18АП-3491/17).
Таким образом, однозначный ответ о наличии улучшенных характеристик заменяемого материала зависит от конкретных обстоятельств, которые должны оцениваться техническими специалистами, а в случае возникновения спора решение может принять только суд.
В любом случае изменение контракта по п. 1.3 ч. 1 ст. 95 или по ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ оформляется путем подписания сторонами дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ, письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537). Поскольку в рассматриваемом случае условия, подлежащие изменению, и их значения (объемы работ, виды работ, материалы) определены именно в проектной документации (смете), являющейся, как указано выше, частью контракта, то заключение такого соглашения, безусловно, повлечет изменение соответствующих положений проектной документации (сметы), независимо от того, будет ли такое изменение изложено непосредственно в тексте дополнительного соглашения или в новой редакции проектной документации (сметы), приложенной к такому соглашению.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Могут ли стороны контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, изменить техническую документацию и смету контракта, убрав одни виды работ и добавив другие? Подлежит ли в этом случае повторной проверке смета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
29 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"