Статья 216. Права работника в области охраны труда
Комментируемая статья раскрывает перечень прав работника в области охраны труда.
1. Положения ч. 1 настоящей статьи непосредственно указывают на неотъемлемые права, принадлежащие работнику, реализация которых должна быть обеспечена работодателем.
В частности, работнику гарантируется предоставление рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда. В свою очередь, на работодателя возлагается обязанность по соответствию каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда. Например, для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь, изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления.
С 1 сентября 2023 г. вступает в силу и действует до 1 сентября 2029 г. приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 767н "Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств".
Обращаем внимание, что ст. 5.27.1 КоАП предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ (см., например, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 г. N 16-1053/2022).
Каждый работник в соответствии с комментируемой статьей имеет также гарантии по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного здоровью, или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания осуществляется согласно положениям ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Среди прав, присущих правовому статусу работника, следует отдельно выделить его право на получение достоверной информации от работодателя, государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 22 ТК работники правомочны получить информацию об условиях труда, закрепленных в локальных нормативных актах, а работодатель, в свою очередь, обязан предоставлять им такую информацию при наличии запросов.
По правилам настоящей статьи сотрудник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В частности, работники, работающие спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, не могут отказаться от осуществления своих трудовых функций. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в ст. 9 прямо предусматривает, что трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аналогично согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте и не могут от этого отказаться.
По правилам ст. 379 ТК в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" дополнительно пояснил, что работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.
Вместе с тем, исходя из нормы ст. 216.1, при отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (см. подробнее комментарий к ст. 216.1 ТК).
Работник имеет право на должное обеспечение в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя средствами коллективной и индивидуальной защиты и смывающими средствами, прошедшими подтверждение соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке. В настоящее время Правила обеспечения регламентированы приказом Минздравсоцразвития от 01 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты". С 1 сентября 2023 г. в действие вступает приказ Минтруда от 29 октября 2021 N 766н, утвердивший новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.
Действующие Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты регламентируют лишь порядок выдачи и применения СИЗ, а также порядок организации хранения СИЗ и ухода за ними. Вместе с тем новые Правила возлагают на работодателя дополнительные обязанности. Так, работодатель обязан, например:
- обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно Нормам и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
- обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности;
- организовать учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
- не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств и т.д.
Кроме того, новые Правила обязывают работодателя разработать локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ исходя из особенностей структуры управления организацией и требованиями новых Правил. Такой акт должен регламентировать порядок выявления потребности работников в СИЗ; - предупредительно-плановый характер закупки (аренды, аутсорсинга) СИЗ; порядок выдачи, эксплуатации (использования), входного контроля, хранения, ухода (обслуживания), вывода из эксплуатации и утилизации СИЗ; порядок информирования работников по вопросам обеспечения СИЗ; порядок распределения обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами.
Комментируемая статья также предусматривает право работника пройти обучение по охране труда за счет средств работодателя. Обучению по охране труда посвящена ст. 219 ТК.
Правила прохождения обучения определялись Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13 января 2003 г. N 1/29. С 1 сентября 2022 г. Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства от 24 декабря 2021 г. N 2464, устанавливает новые обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знания требований охраны труда у работников, заключивших трудовой договор с работодателем, а также требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Вступающий в силу Порядок обучения подразумевает прохождение обучения по вопросам охраны труда большего количества работников. Ранее на работодателя была возложена обязанность по обучению только для сотрудников рабочих профессий. В частности, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в обязательном случае должно теперь проводиться в отношении следующих категорий работников:
а) работников, на которых приказом работодателя возложены обязанности по проведению инструктажа по охране труда, включающего вопросы оказания первой помощи пострадавшим, до допуска их к проведению указанного инструктажа по охране труда;
б) работников рабочих профессий;
в) лиц, обязанных оказывать первую помощь пострадавшим в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
г) работников, к трудовым функциям которых отнесено управление автотранспортным средством;
д) работников, к компетенциям которых нормативными правовыми актами по охране труда предъявляются требования уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
е) председателя (заместители председателя) и членов комиссий по проверке знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, лиц, проводящих обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, специалистов по охране труда, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда;
ж) иных работников по решению работодателя.
Обращаем внимание на то, что новые Правила также обязывают работодателя обучить по специальной программе всех его работников, которые используют средства индивидуальной защиты. Периодичность данного обучения станет не реже 1 раза в 3 года. Новые Правила обучения содержат примерные перечни тем для программы вводного инструктажа по охране труда. Вместе с тем следует учитывать, что выданные до введения новых Правил в силу документы, подтверждающие проверку у работников знаний требований охраны труда, будут действительны до окончания их срока.
Кроме того, закрепляется нормативная обязанность - с 1 марта 2023 г. начнется ведение реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда; обученных; работодателей, которые обучают сотрудников самостоятельно.
Действующий ТК предусматривает также право работников на дополнительное профессиональное образование или профессиональное обучение за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения работодателем требований охраны труда.
По мнению специалистов, эта норма способствует повышению конкурентоспособности работника на рынке труда и тем самым направлена на обеспечение его трудовых прав*(15).
Каждый работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117 и 147 ТК (см., например, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 апреля 2021 г. N 88-5614/2021).
Согласно абз. 10 ч. 1 настоящей статьи работник правомочен на обращение о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Кроме того, работники, исходя из абз. 11 ч. 1 комментируемой статьи, могут обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные представительные органы работников (при наличии таких представительных органов) по вопросам охраны труда.
Работник также имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Минтрудом разработаны Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников (приказ Минтруда от 15 сентября 2021 г. N 632н "Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников"). В соответствии с п. 2 Рекомендаций учет микротравм работников рекомендуется осуществлять посредством сбора и регистрации информации о микротравмах. Учет ведется работодателем самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств.
Каждый работник также имеет право на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра.
В случае наличия медицинских рекомендаций и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами внеочередным медосмотрам подлежат лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах; занятые на работах, связанных с движением транспорта; работающие в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях, а также у некоторых других работодателей (подробнее см. приказ Минздрава от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры").
2. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи виды, минимальные размеры, условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам могут быть предусмотрены как действующим ТК, так и непосредственно установлены другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Действующий ТК определяет предоставление гарантий и компенсаций работникам, условия труда которых признаны опасными (ст. 92, 94, 116, 117, 146, 147, 216.2, 220 ТК). Данные нормы ТК посвящены регламентации определения порядка предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, требований к раскрытию информации об условиях труда, установлению повышенного размера оплаты труда, проведению обязательных предварительных и периодических медосмотров.
Конституционным Судом РФ в определении от 26 мая 2016 г. N 952-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тарасовой Валентины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 92, 117, 146, 147 и 152 Трудового кодекса Российской Федерации" подчеркнуто, что с целью введения для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов, законодатель в настоящем Кодексе для указанных лиц предусмотрел комплекс компенсационных мер, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92), повышенную оплату труда (ст. 147), а также закрепил порядок их реализации (чч. 2 и 3 ст. 147).
Закрепление таких мер в законе, как отмечал Конституционный Суд РФ в определении от 7 февраля 2013 г. N 135-О, обусловлено стремлением государства предоставить указанной категории работников дополнительные возможности по оздоровлению и восстановлению работоспособности, то есть преследует конституционно значимую цель охраны здоровья граждан. Статья 152 ТК в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника), направлена на защиту интересов работников.
3. Часть 3 настоящей статьи позволяет работодателю в рамках коллективного договора или локального нормативного акта предусмотреть выплату повышенных компенсаций или дополнительные гарантии работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, исходя из оценки финансово-экономического положения работодателя.
Предусмотренное правило соответствует положению ст. 41 ТК, предусматривающей, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В качестве дополнительно установленных локальным нормативным актом, коллективным договором гарантий можно рассматривать дополнительный отпуск. Так, как следует из Письма Роструда от 04 декабря 2020 г. N ПГ/55760-6-1 "Об использовании дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда", более продолжительный отпуск может быть установлен работнику на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда, а также локального нормативного акта.
Обратим внимание на то, что в отдельных случаях законодательство прямо указывает на необходимость определения порядка дополнительных стимулирующих выплат и гарантий в коллективном договоре. Например, в целях учета особенностей режима труда работников угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятых на подземных работах в шахте, Правительство в постановлении от 15 мая 1998 г. N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно" приняло решение определить доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах (включая начальников участков), за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно из расчета применяемой на шахте тарифной ставки горнорабочего подземного 3 разряда.
Оформление предоставления работникам всех компенсаций (гарантий) за работу с вредными условиями труда, предусмотренное ч. 3 рассматриваемой статьи сопровождается внесением данных положений во все соответствующие внутренние локальные нормативные акты. Так, условия о повышенной оплате труда должны содержаться в положении об оплате труда работодателя, а информация о сокращенном рабочем времени и дополнительном отпуске закрепляется в правилах внутреннего трудового распорядка. Кроме того, при наличии в организации коллективного договора, данная информация дублируется и в нем.
Следует обратить внимание на желательность закрепления прав на предоставление дополнительных компенсаций отдельным работникам непосредственно в их трудовых договорах.
4. В ч. 4 закреплено правило, предусматривающее, что гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, закрепленные в ТК, не устанавливаются в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда.
Таким образом, в рассматриваемой статье прямо подчеркнуто, что право на доплаты за вредность и опасность в соответствии с ТК положено только за работу в признанных законом вредных или опасных условиях. Данный вывод подтверждается практикой применения ТК.
Пример: как следует из материалов дела, проверкой выявлено нецелевое использование средств в размере доплат компенсационного характера, выплаченных в составе зарплаты медицинским работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда. Размер средств, подлежащих возврату, и сумма штрафа были отражены в акте.
Суд установил, что результаты специальной оценки условий труда подтвердили улучшение условий труда медицинских работников; необходимость в установлении повышенной оплаты труда, доплат компенсационного характера медицинским работникам за вредные (опасные) условия труда отсутствует. Суд признал выплаты за вредность работникам с допустимыми условиями труда нецелевыми расходами (постановление АС Дальневосточного округа от 03 марта 2022 г. по делу N А73-10554/2021).