Статья 216.1. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
1. Комментируемая статья закрепляет важнейшие юридические гарантии реализации конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции). Правовой основой для включения данного положения в Конституцию стали международные документы, которые подписала Россия, в частности, Конвенция N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (принята в г. Женеве 22 июня 1981 г. на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ).
В свою очередь право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, неразрывно связано с охраной труда, то есть с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК). Указание в комментируемой статье на то, что защита права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, регламентируется именно государством, подчеркивает универсальный характер данного права и априори обязывает соблюдать его всех работодателей вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия, формы собственности и др.
Следует отметить, что объем гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, не ограничивается содержанием комментируемой статьи. Помимо нее, данные гарантии конкретизируются в ст. 216 ТК. Кроме того, они обеспечиваются предоставлением работникам возможности защиты своих трудовых прав всеми законными способами, включая самозащиту, защиту профессиональными союзами, федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, а также судебную защиту (ст. 352 ТК). В качестве гарантий охраны труда следует рассматривать и возложение на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 214 ТК), а также установление юридической ответственности за нарушение норм трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 419 ТК). На соблюдение требований охраны труда направлены и нормы административного, гражданского и уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за нарушение правил по охране труда, причинение вреда жизни и здоровью работников (ст. 5.27, 5.27.1, 11.23 КоАП; ст. 1084 ГК; ст. ст. 143, 215, 216, 217 УК и др.).
2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено, что условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. Данное нормативное положение означает, что работодатель, заключая с работником трудовой договор, обязан обеспечить ему условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 56 ТК). Он не вправе переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 72.1 ТК).
Следует учитывать, что сами нормативные требования охраны труда содержатся в многочисленных правовых актах: федеральных законах, законах субъектов РФ, постановлениях Правительства, нормативных правовых актах, утв. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтруд), нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ.
В качестве примеров таких актов можно назвать ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановление Правительства от 26 февраля 2022 г. N 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", приказ Минтруда от 29 октября 2021 г. N 772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем", приказ Минтруда от 23 декабря 2014 г. N 1104н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации холодильных установок", приказ Минтруда от 05 октября 2017 г. N 712н "Об утверждении Правил по охране труда в организациях связи", Закон Хабаровского края от 24 ноября 2021 г. N 252 "Об отдельных вопросах в области охраны труда в Хабаровском крае", Закон Санкт-Петербурга от 08 мая 2018 г. N 251-51 "Об охране труда в Санкт-Петербурге" и др.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ч. 3 ст. 212 ТК).
3. Важной гарантией реализации права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, являются положения ч. 3 комментируемой статьи, согласно которым в случае нарушения работодателем государственных нормативных требований охраны труда и применения к нему такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП), или применения такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП), за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. При этом необходимо отметить, что данная гарантия предоставляется работнику только в случаях, когда приостановление работ произошло не по его вине.
Часть 3 комментируемой статьи предоставляет работодателю право на время приостановления работ переводить работника на другую работу. Однако такой перевод возможен только при наличии согласия работника и при оплате его труда в размере не ниже среднего заработка по прежней работе.
4. Закрепленное в ч. 4 комментируемой статьи право работника на отказ от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, а также закрепленная там же обязанность работодателя предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности являются еще одной важнейшей гарантией в области реализации права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Положения ч. 4 комментируемой статьи полностью коррелируют с декларируемым в настоящем Кодексе основополагающим направлением государственной политики в области охраны труда - обеспечением приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК).
5. На регламентацию вышеупомянутого направления государственной политики в области охраны труда направлены и положения ч. 5 комментируемой статьи, согласно которым в случае если работодатель по объективным причинам не может предоставить работнику другую работу, то время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с ТК и иными федеральными законами.
В данной части комментируемой статьи законодатель использует термин "объективные причины", при этом смысл данного термина не раскрывает. Как нам представляется, к таким причинам следует относить любые причины, не зависящие от воли работодателя. Что же касается используемого в ч. 5 термина "простой", то его определение представлено в ч. 3 ст. 72.2 ТК: "временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического и организационного характера". В случае, предусмотренном ч. 5 комментируемой статьи, речь не идет о приостановлении работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности, соответственно работник не может претендовать на сохранение за ним среднего заработка. Время его простоя в данном случае должно оплачиваться в соответствии с положениями ст. 157 ТК "Оплата времени простоя".
6. Совсем иначе оплачивается простой в ситуации, предусмотренной ч. 6 комментируемой статьи. Здесь законодатель сделал оговорку об обязанности работодателя оплатить возникший простой в размере среднего заработка работника. Такая обязанность возникает у работодателя в случае отказа работника от исполнения трудовых обязанностей по причине необеспечения его средствами коллективной и индивидуальной защиты, пришедшими подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
Кроме того, в таком случае работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей. Данная норма является логическим продолжением ч. 3 ст. 4 ТК, в которой подобная ситуация рассматривается как принудительный труд.
7. Положения ч. 7 комментируемой статьи напрямую связаны с правом работника отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда и являются одной из гарантий реализации данного права. Поскольку отказ от выполнения работ в таком случае считается правомерным, оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности не возникает. Таким образом, отказ работника от выполнения работ в случае, предусмотренном ч. 7 комментируемой статьи, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
8. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Обеспечение по страхованию осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в виде страховых выплат; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (ст. 8 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
9. Часть 9 комментируемой статьи содержит одну из наиболее значительных гарантий реализации права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, которая заключается в организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением данных требований, а также в установлении юридической ответственности работодателя и должностных лиц за их нарушение.
Федеральный государственный контроль (надзор) в рассматриваемой сфере осуществляется Федеральной инспекцией труда (ст. 353 ТК). Данный вид надзора направлен на предупреждение и устранение нарушений государственных нормативных требований охраны труда. В случае нарушения работодателем и должностными лицами законодательства об охране труда они могут привлекаться к административной ответственности, гражданско-правовой, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности (ст. 419 ТК). Порядок привлечения указанных лиц к юридической ответственности определяется соответствующими федеральными законами.
10. Заключительная часть комментируемой статьи фиксирует обязанность работодателей соблюдать определенный ряд ограничений и условий при использовании труда отдельных категорий работников.
Большинство ограничений подобного рода, а также порядок их установления детально регламентируется статьями разд. ТК Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, а также иными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ О занятости населения в РФ, ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ, приказами Минтруда от 13 июня 2017 г. 486н Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, от 19 ноября 2013 г. 685н Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, приказами Минздрава от 24 ноября 2021 г. 1092н Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, а также о признании утратившими силу отдельных приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, от 14 сентября 2020 г. 972н Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, от 05 мая 2016 г. 282н Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02 декабря 2020 г. 40 Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда и др.
Следует отметить, что все эти акты направлены на учет особенностей лиц, нуждающихся в особой (повышенной) социальной защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды), либо на обеспечение безопасности тех или иных производственных (трудовых) процессов, связанных с повышенной возможностью аварийности (водители автотранспортных средств, пилоты воздушных судов и т.п.).