Образец
Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением
В N 1/2022 нашего журнала было опубликовано примерное Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением. За это время был принят целый ряд новых нормативно-правовых актов и методических документов в области охраны труда, вступили в действие изменения Трудового кодекса РФ, касающиеся охраны труда. В связи с этим редакцией подготовлено актуализированное Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением с учетом изменившейся нормативно-правовой базы. В ближайших номерах планируется публикация Положения о системе управления охраной труда в медицинской организации.
Введение
Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ) в органе управления здравоохранением*(1) (далее - ОУЗ) разработано на основе Примерного положения о системе управления охраной, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.
Положение устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативно-правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, принятых на себя обязательств и применения локальных документов при реализации процессов, предусмотренных разделами СУОТ.
Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением о СУОТ, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
I. Общие положения
1.1. Целью внедрения СУОТ в ОУЗ является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня или устранения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков).
1.2. Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности, наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
1.3. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления в ОУЗ (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.4. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях ОУЗ.
1.5. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников ОУЗ.
1.6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих в ОУЗ, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях ОУЗ.
II. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Политика в области охраны труда
2.1.1. Политика в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.1.2. Политика по охране труда:
- направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соответствует специфике деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
- отражает цели в области охраны труда;
- включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
- включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
- учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
2.1.3. Политика по охране труда доступна всем работникам ОУЗ, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях ОУЗ.
2.2. Цели в области охраны труда
2.2.1. Основные цели в области охраны труда в ОУЗ заключаются в следующих положениях:
- обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- проведение специальной оценки условий труда и осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением профилактических мероприятий;
- обеспечение подготовки работников в области охраны труда путем проведения качественного обучения;
- повышение уровня ответственности каждого работника за соблюдение требований законодательства в области охраны труда;
- обеспечение функционирования всех уровней контроля за соблюдением и выполнением на рабочих местах законодательных и иных требований в области охраны труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах в ОУЗ;
- обеспечение управления профессиональными рисками;
- непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ.
III. Планирование
3.1. Планирование мероприятий по реализации процессов в ОУЗ производится ежегодно и утверждается руководителем ОУЗ (далее - план).
3.2. План разрабатывается специалистом по охране труда ОУЗ на основе Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н с учетом анализа состояния условий труда в ОУЗ.
3.3. В плане отражаются:
- наименование мероприятий в ОУЗ;
- сроки реализации по каждому мероприятию;
- ответственные лица за реализацию мероприятий.
IV. Структура СУОТ
4.1. Организационно система управления охраной труда в ОУЗ - трехуровневая.
Управление охраной труда на первом уровне осуществляет работодатель в лице руководителя ОУЗ.
Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с должностной инструкцией осуществляет специалист по охране труда ОУЗ.
Управление охраной труда на третьем уровне осуществляет комиссия по охране труда.
4.2. Порядок организации работы по охране труда в ОУЗ определяется правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения о СУОТ.
V. Обязанности по охране труда должностных лиц и работников ОУЗ
5.1. Руководитель ОУЗ обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении трудовых процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование СУОТ;
- соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- оснащение средствами коллективной защиты;
- обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- предоставление контролирующим и надзирающим органам в области охраны труда в установленном порядке запрашиваемой информации и документов;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц контролирующих и надзирающих органов в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в установленные сроки, принятие мер по результатам их рассмотрения;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ;
- разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов;
- ведение реестра (перечня) нормативных правовых актов (в том числе с использованием компьютеолв и баз данных), содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности, а также доступ работников к актуальным редакциям таких нормативных правовых актов;
- соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
- приостановление при возникновении угрозы жизни и здоровью работников производства работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг до устранения такой угрозы;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.
5.2. Обязанности по охране труда заместителей руководителя ОУЗ по направлениям деятельности:
- организуют работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда в курируемых структурных подразделениях ОУЗ;
- принимают участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда в ОУЗ, организуют контроль за выполнением этих мероприятий;
- получают информацию о состоянии условий и охраны труда от курируемых структурных подразделений, принимают меры по устранению выявленных недостатков в области охраны труда;
- принимают участие (при необходимости) в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом в курируемых структурных подразделениях, разработке мероприятий по их предупреждению, организуют контроль за их выполнением.
5.3. Обязанности по охране труда начальника отдела кадров ОУЗ:
- организует работу по осуществлению контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работниками ОУЗ;
- организует работу по согласованию, регистрации и хранению должностных инструкций работников ОУЗ;
- организует работу по подготовке проектов локальных правовых актов об организации и проведении ежегодной диспансеризации работников ОУЗ, формированию списков работников, подлежащих диспансеризации;
- организует работу по консультированию работников ОУЗ по вопросам, входящим в компетенцию управления, в области трудового законодательства;
- участвует в работе комиссии по специальной оценке условий труда при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;
- организует работу по оформлению трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в ОУЗ при наличии у них соответствующего образования, после прохождения ими в установленном порядке предварительного медицинского осмотра и вводного инструктажа по охране труда;
- направляет к специалисту по охране труда ОУЗ:
- поступающих на работу в ОУЗ для прохождения вводного инструктажа по охране труда и визирования заявлений о приеме на работу;
- работников ОУЗ, переводимых на другие должности, для планирования мероприятий по охране труда в отношении данных работников и визирования заявлений о переводе;
- работников ОУЗ, которым предоставляется отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, а также выходящих из отпуска по уходу за ребенком, для проведения внепланового инструктажа, для планирования мероприятий по охране труда и визирования заявлений в отношении данных работников; увольняемых работников ОУЗ для исключения из списков работников, в отношении которых проводятся мероприятия по охране труда, визирования заявлений об увольнении;
- направляет поступающих на работу в ОУЗ для прохождения инструктажа по электробезопасности с присвоением группы I;
- направляет предложения для формирования раздела "Охрана труда" коллективного договора ОУЗ.
5.4. Обязанности по охране труда руководителя структурного подразделения ОУЗ:
- обеспечивает организацию работы по охране труда в структурном подразделении ОУЗ, в соответствии с настоящим Положением о СУОТ, требованиями законодательства о труде и об охране труда, действующего в Российской Федерации;
- принимает участие в проведении специальной оценки условий труда в структурном подразделении ОУЗ;
- участвует в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечивает выполнение обоснованных предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, и рассмотрении представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, сроки;
- обеспечивает представление информации по охране труда в комитет экономического развития ОУЗ (по запросу и в установленные им сроки);
- подготавливает предложения в план работы по охране труда;
- принимает участие в организации специального обучения по охране труда в объеме должностных обязанностей специалистов структурного подразделения ОУЗ не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в структурном подразделении ОУЗ, организации проверки знаний требований охраны труда;
- вносит руководителю ОУЗ предложения о поощрении работников структурного подразделения ОУЗ за активную работу в области охраны труда, а также о привлечении к ответственности подчиненных работников, допустивших упущения в работе, приведшие к нарушению норм и правил безопасности, а также не выполняющих должностные обязанности по охране труда.
5.5. Обязанности по охране труда главного бухгалтера ОУЗ:
- осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на охрану труда;
- осуществлять бухгалтерский учет расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет учет расходов в связи с несчастными случаями, выплатами штрафов по решению государственных органов надзора и контроля.
5.6. Обязанности по охране труда специалиста по охране труда ОУЗ*(2):
- организует функционирование СУОТ в ОУЗ;
- разрабатывает программы вводного инструктажа и проводит вводный инструктаж вновь принимаемых в ОУЗ работников;
- организует работу комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников ОУЗ и участвует в работе этой комиссии;
- организует работу уголка по охране труда и принимает меры по оснащению его необходимыми учебными и наглядными пособиями, нормативно-правовой базой по охране труда и другими материалами;
- организует работу по специальной оценке условий труда в ОУЗ, оформляет соответствующую документацию, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в ОУЗ в установленном порядке;
- обеспечивает информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, полагающихся компенсациях и льготах;
- обеспечивает хранение материалов по специальной оценке условий труда;
- организует работу по подготовке и готовит отчетность по охране труда*(3);
- осуществляет контроль за соблюдением норм и правил безопасности, стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам охраны труда;
- осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативно-правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда в ОУЗ, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
- участвует в управлении профессиональными рисками;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
- участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- участвует в разработке разделов коллективного договора ОУЗ в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений ОУЗ для включения в план мероприятий по улучшению условий труда;
- организует обучение по охране труда руководителей и специалистов ОУЗ в объеме соответствующих программ по охране труда в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях, и организациях, осуществляющих образовательную длительность;
- организует работу по присвоению неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности. Составляет перечень должностей, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности по ОУЗ и ее структурных подразделениях без права юридического лица (группа I по электробезопасности должна присваиваться неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током);
- осуществляет взаимодействие с организацией обслуживающей электроустановки в ОУЗ в части присвоения неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности.
5.7. Основные обязанности по охране труда работников ОУЗ:
- соблюдать требования охраны труда, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также внутренними локальными актами ОУЗ;
- правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию;
- следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
- использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;
- незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях, используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой известной ему ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, требований охраны труда, о каждом известном ему несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков профессионального заболевания, острого отравления;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативно-правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.
5.8. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза:
- осуществляет профессиональный контроль соблюдения требований охраны труда в структурных подразделениях ОУЗ;
- осуществляет контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- подготавливает предложения работодателю по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
- представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
5.9. Комиссия по охране труда:
- разрабатывает программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;
- участвует в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;
- участвует в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- участвует в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов;
- участвует в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- участвует в оценке профессиональных рисков;
- готовит предложения работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- участвует в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда;
- оказывает содействие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
VI. Направления деятельности
6.1. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда
6.1.1. Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
6.1.2. Обучение работников ОУЗ по охране труда и проверка знаний требований охраны труда проводятся в соответствии с Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.
6.1.3. Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:
- инструктажей по охране труда;
- стажировки на рабочем месте;
- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее - обучение требованиям охраны труда).
6.1.4. Предусматриваются следующие виды инструктажа по охране труда:
- вводный инструктаж по охране труда;
- инструктаж по охране труда на рабочем месте;
- целевой инструктаж по охране труда.
6.1.5. Инструктаж по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда.
5.1.6. Результаты проведения инструктажа по охране труда оформляются в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.
6.1.7. Присвоение I группы по электробезопасности:
- присвоение I группы производится после инструктажа, который должен завершиться проверкой знаний в форме устного опроса. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала, имеющий группу III по электробезопасности, назначенный приказом руководителя ОУЗ;
- персоналу, усвоившему требования по электробезопасности относящейся к его трудовой деятельности, присваивается I группа по электробезопасности с оформлением в журнале установленной формы*(4);
- присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
6.2. Проведение специальной оценки условий труда
6.2.1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту - N 426-ФЗ), методикой проведения специальной оценки условий труда и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
6.2.2. Специальная оценка условий труда проводится ОУЗ совместно с организацией или организациями, привлекаемыми на основании заключенных муниципальных контрактов.
6.2.3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном N 426-ФЗ, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
6.2.4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
6.2.5. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются распоряжением ОУЗ.
6.2.6. Этапы специальной оценки условий труда:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
6.2.7. В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
6.2.8. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 N 426-ФЗ, подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
6.2.9. В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.
6.2.10. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.
6.2.11. Работников знакомят с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Ознакомление с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах проводит специалист по охране труда ОУЗ.
6.2.12. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, передаются в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
6.3. Обеспечение управления профессиональными рисками
6.3.1. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в ОУЗ устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков*(5);
- снижение уровней профессиональных рисков.
6.3.2. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением специалистов по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов, а также экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда в процессе проведения специальной оценки условий труда в ОУЗ.
6.3.3. При выявлении опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными опасными ситуациями.
6.3.4. Профессиональные риски в ОУЗ определяются с учетом характера деятельности и практически все подлежат управлению. Для обеспечения реализации мер по снижению или исключению профессиональных рисков необходимым требованием является соблюдение работниками требований охраны труда, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в рамках выполнения своих должностных обязанностей, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также других внутренних локальных актов ОУЗ.
При описании процедуры управления профессиональными рисками должны учитываться следующее требования:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа работников, подвергающихся опасности;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
6.4. Учет микроповреждений (микротравм) работников
6.4.1. В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний в ОУЗ осуществляется учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников. в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации, с приказом Минтруда России от 15.09.2021 N 632н "Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников".
6.4.2. Порядок рассмотрения и учета микроповреждений (микротравм) работников ОУЗ утверждается распоряжением ОУЗ.
6.5. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
6.5.1. Обязанность работодателя страховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
6.5.2. Страхованию подлежат все работники ОУЗ, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного с работодателем.
6.6. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
6.6.1. Каждый несчастный случай на производстве расследуется в соответствии со статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
6.6.2. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно сообщает непосредственному руководителю работ, который обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, доставку его в ближайшее лечебное учреждение;
- сообщить руководителю ОУЗ о происшедшем несчастном случае;
- принять все меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).
6.6.3. Руководитель ОУЗ обеспечивает своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет, согласно срокам, в зависимости от тяжести несчастного случая, указанным в статье 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.6.4. Распоряжением ОУЗ назначается комиссия по расследованию несчастного случая, которая обязана:
- в течение трех суток провести расследование, выявить и опросить очевидцев, получить объяснения от пострадавшего;
- составить акт по форме "Н-1" в четырех экземплярах, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.
6.6.5. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено ОУЗ (работодателю) или, в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
6.6.6. При групповом несчастном случае на производстве, тяжелом и со смертельным исходом в течение суток направляются сообщения в:
- государственную инспекцию труда;
- прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- Фонд социального страхования;
- отдел по труду ОУЗ;
- территориальную профсоюзную организацию работников.
6.6.7. Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
6.6.8. Материалы расследования несчастного случая хранятся в течение 45 лет.
6.6.9. Расследование и учет профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".*(6)
6.7. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения, оборудования
6.7.1. Безопасность зданий, сооружений в процессе эксплуатации обеспечивается АХЧ ОУЗ, посредством технического обслуживания, периодических осмотров и мониторинга состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
6.8. Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников
6.8.1. С целью обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников в ОУЗ оборудованы санитарно-бытовые помещения: умывальные, уборные, гардероб, столовая и т.д. Ответственность за техническое состояние помещений, своевременным оснащением специальным оборудованием, мебелью и бытовыми принадлежностями несет АХЧ ОУЗ.
6.8.2. Приобретение кулеров и бутилированной питьевой воды для работников ОУЗ осуществляет АХЧ ОУЗ.
6.8.3. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
6.8.4. Ежегодно в соответствии с графиком проводится диспансеризация муниципальных служащих ОУЗ.
VII. Оценка результатов деятельности
7.1. В целях организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в ОУЗ осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в ОУЗ.
Контроль за состоянием условий труда и охраны труда является одним из основных мероприятий по профилактике и предупреждению производственного травматизма, которое осуществляется посредством выявления отклонения условий труда от требований законодательства о труде, правил и норм безопасности, стандартов с принятием решений по их устранению.
7.2. Виды контроля:
- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
- постоянный контроль состояния производственной среды;
- трехступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
- общественный контроль за состоянием охраны труда.
7.2.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий представляет непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда и профилактику производственного травматизма.
Текущий контроль включает в себя:
- контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;
- контроль организации труда;
- контроль состояния здоровья работников (путем проведения диспансеризации).
7.2.2. Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение и оценку опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Включает в себя контроль факторов рабочей среды и специальную оценку условий труда.
7.2.3. Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива ОУЗ за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах.
I ступень - непосредственный руководитель (начальник отдела, начальник службы) или работник самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
II ступень - руководитель структурного подразделения ОУЗ, уполномоченный по охране труда профессионального союза, специалист по охране труда ОУЗ;
III ступень - комиссия по охране труда изучает состояние охраны труда в структурных подразделениях.
7.2.4. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективного договора, соглашения в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы, которые избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов осуществляется на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденного постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.2006 N 4-3 "О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза", методических рекомендаций по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными 20 (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденных постановлением Федерации независимых профсоюзов России от 26.09.2007 N 4-6
7.3. Основными видами оценок являются:
- статистическая отчетность по охране труда;
- сведения о состоянии условий и охраны труда;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
- анализ производственного травматизма.
7.4. В результате контроля, оценок и проверок определяется достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляются соответствующими протоколами, актами.
7.5. Анализ эффективности системы управления охраной труда.
7.5.1. При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством ОУЗ, оценивают:
- СУОТ для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
- способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям ОУЗ и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы контроля и надзора;
- необходимость изменения системы управления охранной труда, включая концепцию и цели по охране труда;
- необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда;
- выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
7.5.2. Анализ эффективности СУОТ учитывает:
- результаты расследования несчастных случаев и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
7.5.3. Выводы из анализа эффективности СУОТ должны быть документально зафиксированы и доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретный элемент системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комиссии по охране труда;
- работников, а также их представителей.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
8.1. С целью организации улучшения функционирования СУОТ в ОУЗ устанавливается зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследования несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ специалист по охране труда ОУЗ:
- проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
- степень достижения целей в области охраны труда;
- способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей участников всех уровней управления;
- эффективность действий на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в ОУЗ разработаны инструкции по охране труда и пожарной безопасности, в которых указывается порядок действий в случае возникновения аварийной ситуации, а также порядок действий в случаях эвакуации.
9.2. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний ОУЗ руководствуются нормативными документами, регламентирующими порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
X. Документационное обеспечение
10.1. Документация включает в себя локальные правовые акты ОУЗ, должностные инструкции руководителей и специалистов, инструкции по охране труда, инструкции о соблюдении противопожарного режима и действиях при возникновении пожара, а также:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней;
- программа вводного инструктажа по охране труда;
- инструкция вводного инструктажа по охране труда;
- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
- программа обучения по охране труда;
- протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;
- журнал учета выдачи удостоверений по охране труда;
- перечень профессий, должностей, требующих присвоения I группы допуска по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учета инструкций по охране труда;
- журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
- материалы по проведению специальной оценке условий труда;
- материалы по расследованию несчастных случаев на производстве;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- и другие документы по охране труда.
XI. Ответственность работников ОУЗ за нарушение требований охраны труда
11.1. Работники, виновные в нарушении Трудового кодекса Российской Федерации, правил и норм охраны труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний органов государственного надзора, а также организационно-распорядительных документов ОУЗ, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
11.2. Нарушение правил и норм охраны труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
11.3. Незнание работниками Трудового кодекса Российской Федерации, требований правил и норм охраны труда в пределах их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Органом управления здравоохранением может быть министерство, департамент, управление, отдел, комитет.
*(2) Примечание. В соответствии со статьей 223 ТК РФ у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работников 50 и менее человек работодатель принимает решение о возложении обязанностей по обеспечению охраны труда на одного из сотрудников или о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Передача полномочий и установление ответственности за выполнение порученных служебных обязанностей в области охраны труда должны быть зафиксированы в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях).
*(3) Примечание. Приказом Росстата от 01.07.2022 N 485 утверждены форма N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях" и приложение к форме N 7-травматизм "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев". Первичные статистические данные по указанным формам необходимо предоставлять по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Указанные статистические формы применяются, начиная с отчета за 2022 год.
*(4) Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 903н.
*(5) См. рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков (утв. приказом Минтруда России от 28.12.2021 N 926) и рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (утв. приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 36).
*(6) С 1 марта 2023 г. вступают в силу новые Правила расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2022 N 1206.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о системе управления охраной труда в органе управления здравоохранением (из статьи Образцы документов. Журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 9, сентябрь 2022 г.)