Каков порядок взаимодействия должника и коллекторов? Что имеют право / не имеют права делать коллекторы в рамках закона (например, сколько раз в день могут звонить)? Всегда ли результат взаимодействия приводит в судебному разбирательству?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Взаимодействие коллекторов и должника строго регламентировано. Закон предоставляет должнику целый ряд гарантий.
Обоснование вывода:
Множество гарантий для должника содержатся в ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон "О защите должников").
Так, коллекторы не имеют права звонить или иным образом выходить на связь с должником в рабочие дни в период с 22.00 до 08.00 и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20.00 до 09.00 по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах; общим числом: более двух раз в сутки; более четырех раз в неделю; более шестнадцати раз в месяц (ч. 5 ст. 7 Закона "О защите должников").
Общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности, содержатся в ст. 6 Закона "О защите должников" (в частности, не допускаются угрозы в отношение должника, повреждение имущества должника, оказание психологического давления и прочее).
Должник также вправе направить кредитору и (или) лицу, которое действует от имени и (или) в интересах кредитора (в частности, коллекторскому агентству, управомоченному на истребование просроченной задолженности) заявление об отказе от взаимодействия путем личных встреч, телефонных переговоров и путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений или о том, что взаимодействие такими способами будет осуществляться только через указанного должником представителя (таким представителем может быть только адвокат). Заявление можно направить через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить его кредитору (лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах) под расписку (чч. 1, 2, 4 ст. 8 Закона "О защите должников"). Форма такого заявления утверждена приказом ФССП России от 18.01.2018 N 20.
Отказаться от взаимодействия с кредитором (уполномоченными им лицами) путем отправки письменной корреспонденции (почтовых отправлений) должник не вправе.
Отказ должника от непосредственного взаимодействия и взаимодействия путем отправки телефонных, телеграфных, электронных сообщений невозможен в течение четырех месяцев с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление об отказе от взаимодействия, направленное до истечения этого срока, считается недействительным (ч. 6 ст. 8 Закона "О защите должников"). Это не относится к волеизъявлению относительно взаимодействия кредитора или управомоченного им лица с представителем должника, которое должник вправе выразить в любое время.
Должник вправе в любое время отменить свое заявление, уведомив об этом лицо, которому оно было направлено (ч. 9 ст. 8 Закона "О защите должников").
При этом в случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных ограничений, предусмотренных Законом "О защите должников" (ч. 8 ст. 8 Закона "О защите должников").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
2 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"