Основные мероприятия по переходу на федеральные стандарты - 2023 и формированию входящих остатков на 1 января 2023 года для организаций бюджетной сферы
2023 г.
В 2018 - 2022 годах вступили в силу 28 федеральных стандарта бухгалтерского учета государственных финансов (далее - Стандарт). С 01.01.2023 обязательны к применению еще два новых Стандарта:
1. |
|
2. |
Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов - применяется исключительно Федеральным казначейством при составлении годовой информации по статистике государственных финансов по сектору государственного управления Российской Федерации. |
Кроме перечисленных новых Стандартов в 2023 году необходимо вспомнить о Стандарте "Биологические активы", действующем с прошлого года. Напомним - первое применение Стандарта "Биологические активы" перенеслось на 2023 год ввиду отсутствия в прошлом году в Едином плане счетов отдельных кодов счетов для обособления новых объектов учета - биоактивов, а также затрат на биотрансформацию. Кроме того, не были определены типовые проводки для отражения новых объектов в учете. В результате в 2022 году переход на положения Стандарта "Биологические активы" не был осуществлен .
В целях применения положений указанного Стандарта приказом Минфина России от 21.12.2022 N 192н внесены изменения в Инструкцию N 157н: Единый план счетов скорректирован и дополнен новыми кодами счетов синтетического и аналитического учета, уточнены некоторые формулировки в Инструкции N 157н, внесены дополнения по применению новых счетов. Применять Инструкцию N 157н в новой редакции следует лишь с 2023 года. Соответственно, в текущем году необходимо скорректировать учетные данные с соблюдением всех правил, установленных действующими Стандартами.
Вместе с тем поправки, уточняющие положения Инструкции N 157, связаны не только с необходимостью обособить отдельные объекты учета, регулируемые Стандартами. Ряд корректировок вызван изменениями в законодательство, которые также оказывают влияние на показатели бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, появление новых кодов КОСГУ вызвало необходимость предусмотреть в Едином плане счетов отдельные аналитические счета учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности. Изменения в налоговом законодательстве повлекли за собой введение новых счетов для учета расчетов с ФНС по налогам и страховым взносам. Причем ряд новых счетов и корректировок положений Инструкции N 157н необходимо учесть при формировании входящих остатков на 01.01.2023. Но есть и поправки, которые применяются начиная с 2023 года и не влияют на остатки на начало 2023 года.
Подробнее с изменениями в Инструкцию N 157н можно ознакомиться в специальном материале
Начиная с 2023 года действует Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н, который заменил собой действующий в предыдущие годы Порядок N 85н. Ряд положений Порядка N 82н отличается от норм, применяемых в прошлом году. Внесены изменения и в Порядок N 209н, регулирующий применение кодов КОСГУ в 2023 году.
Об изменениях в порядке применения КВР и КОСГУ см. здесь
Кроме Порядка N 82н, в 2023 году всем организациям бюджетной сферы следует применять утвержденные приказом Минфина России от 17.05.2022 N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)" (далее - Приказ N 75н):
- коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов (приложение N 1 к Приказу N 75н);
- коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 4 к Приказу N 75н);
- коды направлений расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение (софинансирование) которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, а также межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) (раздел II Приложения N 9 к Приказу N 75н).
Вот примерный перечень мероприятий, которые следует провести каждой организации бюджетной сферы в связи с переходом на новые нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета, включая Стандарты - 2023:
1. Отразите в учете объекты, относящиеся к биологическим активам, по новому
С 01.01.2022 Стандарт "Биологические активы" обязателен к применению. Вместе с тем изменения в нормативную базу по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формированию отчетности, позволяющие перейти на положения Стандарта, действуют с 2023 года. В результате первое применение Стандарта следует осуществить в 2023 году.
В целях перехода на Стандарт нужно выполнить следующие мероприятия:
Шаг 1. Проверьте, относятся ли к биологическим активам растения и животные, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета, отразите в межотчетный период все необходимые корректировки, учтите выявленные биоактивы на новых счетах аналитического учета счета 113 00 "Биологические активы".
Подробнее о порядке корректировки входящих остатков на 01.01.2023 в связи с переходом на положения Стандарта "Биологические активы" см. здесь
Живые организмы могут относится к разным категориям объектов бухгалтерского учета, и, как следствие, учитываться в составе основных средств, непроизведенных активов, биологических активов или материальных запасов. Для отнесения живых организмов к определенной категории объектов бухгалтерского учета необходимо установить цель их культивирования (разведения, выращивания) и направление использования. Объекты животного и растительного мира учитываются на разных счетах бухгалтерского (бюджетного) учета в зависимости от цели и направления использования:
Где учитываются |
Основные критерии для классификации |
Биологические активы (счет 113 00 "Биологические активы") |
Цель использования: - получение (сбор) биологической продукции; - производство дополнительных биоактивов. Активы предназначены для деятельности по управлению биотрансформацией и сбором (получением) биологической продукции в целях продажи, безвозмездного распространения или реализации за символическую плату, в том числе в рамках выполнения возложенных функций и (или) исполнения государственного задания при осуществлении переданных полномочий по реализации государственной политики в сфере поддержания и сохранения биологического разнообразия; производства дополнительных биологических активов для последующей продажи, безвозмездного распространения или реализации за символическую плату. К биоактивам относятся живые организмы, достигшие или не достигшие своей биологической зрелости, независимо от срока их полезного использования или продолжительности жизненного цикла. Приплод от биоактивов животноводства также относится к биоактивам. |
Основные средства (счет 101 07 "Биологические ресурсы", забалансовый счет 21 "Основные средства в эксплуатации") |
Цель использования: для собственных нужд. Предназначены не для деятельности по биотрансформации. Например, для научно-исследовательских, селекционных целей, образовательной деятельности, перевозок, развлечения и отдыха, обеспечения обороны, безопасности государства и населения, правоохранительной деятельности. Условие - срок полезного использования более 12 месяцев. В составе группы учета "Биологические ресурсы" отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), предназначенные к использованию для собственных нужд (более 12 месяцев), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета. |
Материальные запасы (счет 105 06 "Прочие материальные запасы" |
Цель использования: для собственных нужд. Предназначены не для деятельности по биотрансформации. Условие - срок полезного использования в учреждении (в том числе с учетом жизненного цикла живого организма) не более 12 месяцев. В составе прочих матзапасов учитываются: - молодняк всех видов животных и животные на откорме (например, птицы, кролики, пушные звери), семьи пчел независимо от их стоимости в случае, если они предназначены для использования в научно-исследовательских, селекционных целях, а также используемые менее 12 месяцев для целей обучения или для любой другой деятельности, не являющейся деятельностью по биотрансформации (в том числе для собственных нужд); - приплод молодняка (не для продажи, для собственных нужд) при наличии в учреждениях рабочего скота; - посадочный, семенной материал для собственных нужд; - многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала для собственных нужд |
Непроизведенные активы (счет 103 02 "Непроизведенные ресурсы") |
Критерий - отсутствует контроль над естественным ростом и восстановлением живых организмов. Относятся к группе непроизведенных активов "Некультивируемые биологические ресурсы": - водные биоресурсы и объекты животного мира, обитающие в дикой природе, находящиеся в состоянии естественного роста и воспроизводства, для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия (допустимого улова); - объекты растительного мира, а именно участки леса, расположенные в границах земель лесного фонда (древесные растения, находящиеся в состоянии естественного роста и возобновления на территории лесных участков). Особенность: отражаются в учете уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов. Оценка производится на основе будущих поступлений от предоставления права пользования ресурсами - выдача специальных разрешений, лицензий и прочее |
Дополнительно введенный забалансовый счет |
Дикорастущие многолетние насаждения не являются объектом балансового учета, если не соответствуют критериям активов. Одним из критериев является контроль над естественным ростом и восстановлением объекта. До момента укоренения, приживания (достижения стадии плодоношения, цветения) допускается организация управленческого учета (см. письма Минфина России от 22.09.2020 N 02-07-10/83030 и N 02-07-05/83031, от 17.03.2021 N 02-07-10/20147). |
Шаг 2. Уточните положения учетной политики.
В рамках формирования учетной политики необходимо урегулировать следующие положения ведения бухгалтерского учета объектов биологических активов:
- порядок определения стоимостных оценок биологических активов, приобретаемых в результате необменных операций, а также при признании приплода, плодов и побегов растений, иного количественного и качественного увеличения животных или растений, в том числе признаваемых биологической продукцией (п. 16 Стандарта "Биологические активы");
- порядок определения справедливой стоимости (нормативно-плановой стоимости для целей реализации) для ежегодной (на иную отчетную дату) переоценки объектов биологических активов до справедливой стоимости (п. 22 Стандарта "Биологические активы");
- особенности определения единицы бухгалтерского учета объектов биологических активов (п. 8 Стандарта Биологические активы");
- особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам биологических активов. При ведении бухгалтерского учета биологических активов операции по поступлению, оприходованию, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов биологических активов отражаются на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом;
- порядок проведения инвентаризации объектов биологических активов.
Например, порядок оценки приплода животных, полученных в организации, предусмотрен Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве, утвержденными приказом Минсельхоза РФ от 06.06.2003 N 792, а также Методическими рекомендациями по учету затрат в животноводстве, утвержденными приказом Минсельхоза РФ от 02.02.2004 N 73.
Также стоимость биологических активов, в частности, животных на выращивании и откорме (например, молодняка крупного рогатого скота, свиней) может меняться в зависимости от прироста (привеса) живой массы животных. Порядок стоимостной оценки (расчета) прироста живой массы животных, периодичность формирования и порядок признания результатов в учете также следует закрепить в учетной политике. В частности, себестоимость прироста живой массы молодняка, по каждой половозрастной группе, и взрослых животных, выбракованных из основного стада и поставленных на откорм, определяется в том числе расходами на их содержание.
В зависимости от характера использования биологических активов, порядка их приобретения единицей объекта биологических активов является номенклатурная (реестровая) единица либо однородная (реестровая) группа биологических активов.
В качестве единицы объектов биоактивов может быть установлена однородная группа для объектов, сходных по своим характеристикам, способам использования и относящихся к одной группе биоактивов.
Например, учету по однородной группе могут подлежать:
- животные по видам: коровы, лошади, овцы и др. (в зависимости от половозрастной группы), объединенные в стадо;
- растения по видам: яблони, розы и др. (в зависимости от достижения биологической зрелости), объединенные в виде сада, плантации, питомника.
Номенклатурная единица в качестве единицы учета выбирается в случае, если необходимо обеспечить раздельный аналитический учет однородных биологических активов. Такой подход применяется при небольшом количестве разновидностей биологических активов.
Так, учет по номенклатурной единице может быть организован следующим образом:
- редкие животные, растения (вид, порода и др.);
- животные по видам, породам и др. (например, корова ярославской породы, форель радужная)
- растения, грибы по видам, сортам и др. (например, яблоня сорта "Антоновка золотая").
2. Проверьте учет имущества казны, особое внимание уделите амортизации
Бюджетный учет нефинансовых активов имущества казны ведется уполномоченными субъектами учета, а именно органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления и (или) учреждениями, уполномоченными на управление и распоряжение имуществом, составляющим государственную (муниципальную) казну, или выполняющими полномочие концедента, учредителя управления государственным (муниципальным) имуществом соответствующего публично-правового образования (абз. 3 п. 7 Стандарта).
В целях применения положений Стандарта уполномоченному субъекту учета следует выполнить следующие мероприятия:
Шаг 1. Проверьте аналитику на счете 1 108 5Х 000 на соответствие положениям учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования.
По общему правилу аналитический учет по счету 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" ведется в разрезе объектов в составе НФА имущества казны, реестровых номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров).
В учетной политике уполномоченного органа согласно п. 11 Стандарта:
- должен содержаться порядок ведения аналитического учета по объектам в составе нефинансовых активов имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования
- могут быть определены правила ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов. Такие правила должны быть согласованы с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.
Ранее указанные требования были определены в п. 145 Инструкции N 157н. Как и прежде, порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны вправе установить не только уполномоченный орган, но и финансовый орган соответствующего публично-правового образования.
Шаг 2. Проанализируйте правовой акт по бюджетному учету казны. Отразите доначисление амортизации по объектам казны, вовлеченным в хозяйственный оборот.
Порядок начисления амортизации имущества казны уполномоченным субъектом учета устанавливается правовым актом по бюджетному учету казны финансового органа соответствующего публично-правового образования. Указанный правовой акт по бюджетному учету казны должен учитывать положения Стандарта, а также соответствовать порядку начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, установленному пунктами 84 - 93 Инструкции N 157н (см. пп. 94, 95 Инструкции N 157н).
Согласно положениям абз. 3 п. 22 Стандарта на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется ДО их вовлечения в хозяйственный оборот (в частности, передачи нефинансовых активов имущества казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, оперативное управление).
Таким образом, с 2023 года Стандартом установлена обязанность по основным фондам имущества казны, вовлеченным в хозяйственный оборот, производить расчет и единовременное доначисление амортизации за период нахождения объекта в составе нефинансовых активов имущества казны, а именно за период, в котором амортизация не начислялась (с даты включения в состав имущества казны). Кроме того, с момента вовлечения в хозяйственный оборот на НФА имущества казны, которые не выбывают из казны в результате их вовлечения в оборот (например, имущество казны передано в операционную аренду или безвозмездное пользование), уполномоченному субъекту учета следует начислять амортизацию на НФА имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов. В Стандарте не содержится указаний на прекращение (приостановление) начисления амортизации с момента окончания периода вовлечения НФА имущества казны в оборот.
В целях перехода на положения Стандарта необходимо проанализировать состав имущества казны по состоянию на 1 января 2023 года и выявить объекты основных фондов, составляющих казну, которые находились в обороте на начало текущего года, а именно по состоянию на 01.01.2023 года (были переданы в операционную аренду, безвозмездное пользование). По таким объектам имущества казны с учетом новых требований Стандарта должна быть начислена амортизация с момента их включения в состав имущества казны. Рекомендуем отразить единовременное доначисление амортизации за период с момента включения вовлеченных в оборот НФА в состав имущества казны до 31.12.2022 года операциями текущего года (например, 1 январем или первым рабочим днем текущего года), не меняя входящие остатки на 01.01.2023 в межотчетный период.
В Стандарте не определены переходные положения, указывающие на корректировку начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов. На сегодняшний день системных разъяснений Минфина России по данному вопросу нет. В связи с отсутствием указаний финансового ведомства на возможность не начислять амортизацию по НФА имущества казны, вовлеченным в оборот до первого применения положений Стандарта, необходимо исполнить требование о единовременном начислении амортизации, закрепленное в Стандарте, по объектам имущества казны, вовлеченным в оборот по состоянию на 01.01.2023. В аналогичных ситуациях при переходе на положения Стандарта "Основные средства" и Стандарта "Нематериальные активы" показатели амортизации не подлежали пересчету в межотчетный период. Например, по основным средствам, принятым к учету до 1 января 2018 года, не следовало менять способ и нормы начисления амортизации, определенные в момент их принятия к учету, и пересчет накопленной амортизации по таким объектам не производился (письма Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540, от 30.11.2017 N 02-07-07/79257). Кроме того, по объектам основных средств, находящимся на консервации, продолжить начисление амортизации следовало начиная с 1 января 2018 года - с начала применения Стандарта (см. п. 7 Методрекомендаций к Стандарту "Основные средства"). Аналогичным образом были установлены требования и при переходе на Стандарт "Нематериальные активы" - начисление амортизации на объекты НМА, срок использования которых не определен, учтенных на 01.01.2021 на счете 102 00, следовало прекратить 01.01.2021 без пересчета ранее начисленной амортизации (п. 4 письма Минфина России от 02.04.2021 N 02-07-07/25218). На отсутствие необходимости в пересчете амортизации в межотчетный период указывают и положения Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", согласно которому величины амортизационных отчислений относятся к оценочным значениям. При этом если изменение величины какого-либо показателя бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности не является следствием изменения учетной политики, такое изменение признается изменением оценочного значения, результаты изменения которого отражаются перспективно, то есть без пересчета сравнительных показателей прошлых лет и корректировки входящих остатков в межотчетный период (пп. 6, 25 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
После единовременного начисления амортизации по объектам НФА имущества казны, вовлеченным в хозяйственный оборот, рекомендуем продолжить начисление амортизации на указанные объекты с января 2023 года в порядке, установленном правовым актом по бюджетному учету казны финансового органа соответствующего публично-правового образования.
В учете начисление амортизации на объекты НФА, включенные в состав имущества казны, отражается по дебету счета 1 401 20 271 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 1 104 5Х 000 "Амортизация имущества, составляющего казну" (110451411, 110452411, 110454421, 11045I421). Отметим, что доначислять амортизацию не следует, если ранее за указанный период амортизация по вовлеченным в оборот объектам в составе имущества казны была начислена согласно правовому акту по бюджетному учету казны финансового органа соответствующего публично-правового образования (п. 95 Инструкции N 157н, см. письмо Минфина России от 24.10.2019 N 02-06-10/81907).
Подробнее о начислении амортизации НФА имущества казны см. здесь
В отношении НФА имущества казны, которые не использовались по состоянию на 01.01.2023 (не были вовлечены в хозяйственный оборот), считаем возможным НЕ проводить доначисление амортизации, даже если указанные объекты ранее (до 31.12.2022) вовлекались в оборот (например, передавались в аренду в прошлые годы), пока иное не будет определено Минфином России. Произвести расчет и единовременное начисление амортизации по правилам, определенным п. 23 Стандарта, потребуется, если такие объекты имущества казны будут вовлечены в хозяйственный оборот после 1 января 2023 года. Как уже говорилось ранее, в Стандарте отсутствуют переходные положения, указывающие на корректировку входящих остатков и ретроспективный пересчет показателей в учете и отчетности. Кроме того, при переходе на положения Стандарта "Основные средства" и Стандарта "Нематериальные активы" показатели амортизации за прошлые годы также не подлежали пересчету.
3. Сформируйте входящие остатки на 01.01.2023
Шаг 1. Сформируйте бухгалтерскую (бюджетную) отчетность за 2022 год.
Шаг 2. Проверьте, нет ли объектов бухгалтерского учета, которые следовало учесть уже в 2022 году и даже раньше.
При выявлении таких объектов после даты принятия и утверждения годовой отчетности за 2022 год скорректируйте входящие остатки на 01.01.2023 в порядке исправления ошибки прошлых лет.
Шаг 3. Скорректируйте рабочий план счетов (при необходимости) и текстовую часть учетной политики.
Шаг 4. Перенесите исходящие остатки, сложившиеся по итогам 2022 года, и сформируйте входящие остатки текущего года.
Данная процедура осуществляется в межотчетный период путем переноса на начало текущего года (на 01.01.2023) исходящих остатков отчетного года, сформированных на конец 2022 года на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета, включая "обнуление" остатков на забалансовых счетах 17 и 18, а также на счетах санкционирования по текущему финансовому году (счета 50Х 1Х), "обнуление" оборотов, сформировавшихся в течение 2022 года, по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, а также формирование остатков по счетам расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности с указанием в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности" и 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности", отражающего соответствующий код институциональных единиц.
Операции, связанные с переносом исходящих остатков отчетного года и формированием входящих остатков текущего года являются техническими (технологическими) операциями и не относятся к операциям межотчетного периода. В Сведениях (ф. 0503173 и ф. 0503773) результат переноса не отражается, изменение входящих остатков на 01.01.2023 не происходит.
Шаг 5. Измените в межотчетный период входящие остатки на 1 января 2023 года:
- по счетам аналитического учета в связи с новым порядком применения КБК, изменением Порядка применения КОСГУ;
- по счетам аналитического учета в связи с изменениями в Единый план счетов и Инструкцию N 157н, перенесите остатки на счета обновленного рабочего плана счетов 2023 года;
- сформируйте показатели по новым объектам учета, предусмотренным Стандартом "Биологические активы" и возникшим в связи с его первым применением.
Отразите такие изменения и корректировки входящих остатков в межотчетный период (31.12.2022) через счет 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформируйте Журнал операций межотчетного периода. Данные об изменении остатков по счетам в отчетность 2022 года уже не попадут - будут скорректированы только входящие остатки на 01.01.2023 в отчетности 2023 года.
Шаг 6. Проверьте, обеспечено ли соблюдение новых требований к аналитическому учету по объектам, учтенным на 1 января 2023 года.
Например, с 1 января 2023 года аналитический учет расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности необходимо организовать с указанием новых аналитических признаков: идентификаторов контрагентов и даты исполнения обязательств.
Более подробно с новыми требованиями к аналитике можно ознакомиться здесь
Шаг 7. При составлении отчетности за 2023 год отразите информацию об изменении входящих остатков на 01.01.2023 в Сведениях (ф. 0503173 и ф. 0503773), раскройте причины изменений в разделе 4 тестовой части Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760).
В случае если значение показателей в группировочных строках Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не изменилось, но по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, показатели изменились в межотчетный период согласно журналу операций межотчетного периода, в соответствующих графах и строках Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) отражается значение равное нулю (в формате 0,00)
Обратите внимание, что корректировка входящих остатков в связи с изменением порядка применения кодов бюджетной классификации (кодов доходов, кодов расходов, в том числе КВР, КОСГУ) при формировании Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) подлежит отражению в графе 9 Раздела 1 с указанием кода причины "06 - иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации". В результате показатели в группировочных строках Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не меняются, но изменяться номера счетов, и в графе 9 Раздела 1 сформируется значение, равное нулю. Наличие нулевого показателя в графе 9 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) пояснит изменение входящих остатков по номерам счетов, отраженных в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769), включая изменение аналитического кода по классификационному признаку поступлений и выбытий, указываемого в 1 - 17 разрядах номера счета, вследствие изменений в бюджетной классификации с 1 января 2023 г.
Аналогичным образом в Сведениях (ф. 0503173, ф. 0503773) - с указанием нулевого значения в соответствующих строках граф 3 и 9 Раздела 1 - отражается информация о корректировке входящих остатков в связи с введением новых счетов аналитического учета при условии, что значения показателей в группировочных строках Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) не изменилось, но изменились показатели по аналитическим счетам, включенным в указанные строки.
Все изменения межотчетного периода по балансовым счетам отражаются с применением счета 401 30 - показатели по данному счету (изменения в связи с переходом на Стандарт "Биологические активы", нулевые значения в связи с переходом на новые аналитические счета и изменением в порядок применения КБК) следует отразить в соответствующих графах Раздела 1 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) в зависимости от кода причины изменений по строке 570 "Финансовый результат экономического субъекта".
Изменения межотчетного периода по забалансовым счетам отражаются в соответствующих строках и графах Раздела 3 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) в зависимости от кода причины изменений.
С помощью наших рекомендаций Вы легко разберетесь, какие операции необходимо отразить в межотчетный период для корректировки входящих остатков на 01.01.2023.
1. Сформируйте на 01.01.2023 года остатки по счетам учета расчетов по прочей дебиторской и кредиторской задолженности с учетом 26 разряда в номерах счетов, а также "обнулите" обороты 2022 года по счетам учета активов и обязательств при наличии остатков на 01.01.2023 года по таким счетам.
По счетам учета расчетов, обороты по которым содержат в 24 - 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ 560 и 730 (а значит и 660, 830), остатки формируются на начало очередного финансового года с указанием в 24 - 25 разрядах номера счета НУЛЕЙ, в 26 разряде номера счета - третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ.
Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 Т5 (применяется с 2023 года), 210 10, 302 00, 303 00, 304 01, 304 02, 304 03, 304 06, 304 Т6 (применяется с 2023 года).
Обратите внимание - операции, связанные с переносом исходящих остатков отчетного года в регистры очередного года и формированием входящих остатков текущего года являются техническими (технологическими) операциями и не относятся к операциям межотчетного периода.
Подробнее с порядком формирования остатков по счетам учета расчетов можно ознакомиться в специальном материале
2. Уточните номера аналитических счетов по незакрытым расчетам в части возмещения расходов арендодателя /ссудодателя.
С 2023 года уточнен порядок применения подстатьи 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" КОСГУ. Перечень расходов по данному коду дополнен расходами арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг и услуг связи. В прошлом году расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи и коммунальных услуг отражались с применением подстатей 221 "Услуги связи" и 223 "Коммунальные услуги" соответственно.
Кроме возмещения расходов на "коммуналку" и связь на подстатью 224 КОСГУ рекомендуем относить все расходы по условным арендным платежам, т. е. расходы арендатора / ссудополучателя на возмещение затрат арендодателя (собственника имущества) по содержанию имущества, включая расходы на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, а также транспортного налога, возмещение арендатором / ссудополучателем иных расходов арендодателя / ссудодателя, предусмотренных договором аренды или безвозмездного пользования (страхование, охрана, ремонт и прочее) (см. письмо Минфина России от 19.01.2023 N 02-01-06/4283).
Подробнее о применении подстатьи 224 КОСГУ см. здесь
Уточнение порядка применения подстатей КОСГУ является основанием для переноса незавершенных на 01.01.2023 года расчетов с арендаторами (ссудодателями) по возмещению указанных расходов на аналитический счет, предназначенный для учета расчетов по арендной плате за пользование имуществом (счета 302 24).
Перенос задолженности отразите в межотчетный период с применением счета 401 30.
Например, при наличии кредиторской задолженности в части возмещения стоимости услуг связи в учете следует отразить следующие бухгалтерские записи:
Дебет Х 302 21 00Х Кредит Х 401 30 000
Дебет Х 401 30 000 Кредит Х 302 24 00Х..
Не забудьте отразить данные об изменении входящих остатков вследствие изменения бюджетной классификации с 1 января 2023 года в графе 9 Раздела 1 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) по коду причины 06 с указанием нулевого значения (в формате 0,00) в соответствующих строках.
3. Уточните 15 - 17 разряд номера счета в счетах учета расчетов по дебиторской задолженности в связи с изменением порядка применения КВР.
В частности, органам власти (местного самоуправления) и учреждениям следует проверить задолженность в части расходов в сфере ИКТ и на создание / эксплуатацию ГИС / МИС на предмет соответствующего распределения указанных расходов между КВР 242, 246 и 244 с учетом изменений в порядок применения указанных КВР, а также решений, принятых финорганом публично-правового образования о порядке применения КВР 242 (для региональных и муниципальных казенных учреждений) и КВР 246 (для всех региональных и муниципальных учреждений).
Подробнее об изменениях порядка применения КВР см. здесь
Уточнение 15 - 17 разрядов в номере счета отразите в межотчетный период с применением счета 401 30:
Например, в случае принятия решения о применении КВР 246 финорганом муниципального образования при наличии кредиторской задолженности у муниципального бюджетного (автономного) учреждения в части расходов на создание муниципальных информационных систем следует отразить бухгалтерские записи по переносу задолженности:
Дебет (КВР 244) Х 302 ХХ 00Х Кредит Х 401 30 000
Дебет Х 401 30 000 Кредит (КВР 246) Х 302 ХХ 00Х..
Не забудьте отразить данные об изменении входящих остатков вследствие изменения бюджетной классификации с 1 января 2023 года в графе 9 Раздела 1 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) по коду причины 06 с указанием нулевого значения (в формате 0,00) в соответствующих строках.
4. Проверьте корректность учета имущества, полученного по договорам безвозмездного пользования от учреждений одной ведомственной подчиненности, на счете 111 40 "Права пользования активами" и при необходимости уточните 1 - 17 разряды в номерах счетов 1 401 40 186.
С 2022 года признание ссудополучателем доходов будущих периодов от предоставления права пользования активом - объектом учета операционной аренды на льготных условиях по договорам безвозмездного пользования отражается с указанием в 15 - 17 разрядах номера счета 401 4Х "Доходы будущих периодов" соответствующей подстатьи 191 - 199 статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 190 "Безвозмездные неденежные поступления" (см. пп. 14, 12.1.8 Порядка N 82н). Так, при получении имущества по договору безвозмездного пользования от организаций бюджетной сферы признание ссудополучателем доходов будущих периодов и текущего финансового года от предоставления права пользования активом - объектом учета операционной аренды на льготных условиях - отражается с указанием в 15 - 17 разрядах номеров счетов Х 401 4Х (10) 186 подстатей 193 - 197 АнКВД.
В ситуации, когда имущество получено в пользование внутри ведомства - от казенного или бюджетного / автономного учреждения той же подведомственности или непосредственно от учредителя / ГРБС, необходимо проанализировать основания для получения указанного имущества на предмет их соответствия условиям применения Стандарта "Аренда".
Использование подстатьи 192 "Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления" АнКВД при формировании номера счета Х 401 4Х 186 не предусмотрено Контрольными соотношениями к показателям отчетности, и не случайно. Если имущество получено в пользование от казенного учреждения той же подведомственности или непосредственно от учредителя / ГРБС, его включение в состав объектов учета операционной аренды на льготных условиях не осуществляется. В этом случае полученное в пользование имущество корректно рассматривать в качестве вклада собственника (учредителя) - имущество передано в безвозмездное пользование по решению собственника (учредителя) для выполнения возложенных на учреждение (орган власти, местного самоуправления) государственных/муниципальных функций и полномочий, осуществления деятельности по оказанию государственных/муниципальных услуг либо для управленческих нужд учреждения, без закрепления права оперативного управления. Для учета таких объектов предназначен забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование".
При передаче имущества по договору безвозмездного пользования, заключенному между бюджетными (автономными) учреждениями одной ведомственной подчиненности, учет полученного имущества у бюджетных и автономных учреждений, как правило, осуществляется по правилам Стандарта "Аренда" с формированием показателя на счете 111 4Х "Права пользования активами" и признанием отложенных доходов. Если договор безвозмездного пользования заключен между казенным и бюджетным/автономным учреждением, также не исключено, что учет у получателя - казенного учреждения будет осуществляться по правилам Стандарта "Аренда". В такой ситуации казенному учреждению необходимо учесть важное изменение в порядок применения КБК - 2023. В отличие от прошлого года, в Приказе N 75н отсутствует код доходов 2 07 10ХХХ ХХ 0000 193. Поэтому в 2023 году по объектам операционной аренды на льготных условиях - имуществу, полученному безвозмездно в пользование от автономного / бюджетного учреждения в рамках внутриведомственных расчетов - субъектам бюджетного учета (казенным учреждениям, органам власти/местного самоуправления) следует сформировать номер счета 1 401 4Х (10) 186 с указанием в 1 - 14 разрядах нулевых значений.
Уточнение 1 - 17 разрядов в номере счета отразите в межотчетный период с применением счета 401 30:
Дебет КДБ 2 07 10ХХХ ХХ 0000 193 1 401 4Х 186 Кредит 1 401 30 000
Дебет 1 401 30 000 Кредит 000 00000000000 193 1 401 4Х 186.
Не забудьте отразить данные об изменении входящих остатков вследствие изменения бюджетной классификации с 1 января 2023 года в графе 9 Раздела 1 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) по коду причины 06 с указанием нулевого значения (в формате 0,00) в соответствующих строках.
5. Поверьте на соответствие положениям Приказа N 75н коды доходов и коды направлений расходов целевых статей расходов, которые применяются в 2023 году, и, при необходимости, уточните 1 - 17 разряды соответствующих номеров счетов.
Указанную процедуру ежегодно следует проводить администраторам доходов, получателям бюджетных средств, бюджетным и автономным учреждениям - получателям средств из бюджета на реализацию нацпроектов (программ).
Уточнение 1 - 17 разрядов в номере счета отразите в межотчетный период с применением счета 401 30.
При изменении аналитического кода бюджетной классификации (составных частей), указываемого в 1 - 17 разрядах номера счета, не забудьте отразить данные об изменении входящих остатков вследствие изменения бюджетной классификации с 1 января 2023 года в графе 9 Раздела 1 Сведений (ф. 0503173, ф. 0503773) по коду причины 06 с указанием нулевого значения (в формате 0,00) в соответствующих строках.
6. В межотчетный период перенесите остатки на новые счета аналитического учета в связи с изменениями в Единый план счетов и Инструкцию N 157н:
6.1. Отразите переход на положения Стандарта "Биологические активы".
6.1.1. Перевод биологических активов, ранее учтенных на иных счетах бухгалтерского учета, на соответствующие счета аналитического учета нового счета 113 ХХ отражается в межотчетный период по первоначальной (балансовой) стоимости, равной первоначальной (балансовой) стоимости объектов, учтенных по состоянию на 31.12.2022 в составе основных средств и/или матзапасов.
Обратите внимание - амортизация на биологические активы не начисляется. Если биоактивы ранее были учтены в составе группы учета "Биологические ресурсы" на счете 101 07, накопленную амортизацию следует отнести на уменьшение финансового результата прошлых отчетных периодов. При наличии по таким активам накопленных убытков от обесценения их также следует перенести на соответствующие новые счета 114 90 "Обесценение биологических ресурсов".
Кроме того, биоактивы стоимостью до 10 000,00 руб. включительно могут быть перенесены на балансовый счет 113 00 с забалансового счета 21 "Основные средства в эксплуатации".
В результате перехода на Стандарт "Биологические активы" и признания биоактивов в качестве самостоятельных объектов учета по новым правилам может произойти корректировка финансового результата (показателя на счете 401 30) как в сторону увеличения (за счет показателей, "поднятых" на баланс с забалансового счета 21), так и уменьшения (за счет "списания" накопленной амортизации).
Бюджетным и автономным учреждениям нужно учесть, что формирование показателя на счете 113 ХХ возможно не только по КФО 2, но и по КФО 4. В частности, на КФО 4 могут быть учтены биологические активы, которые учреждение разводит / выращивает (т. е. культивирует) для производства дополнительных биоактивов или для получения биологической продукции в рамках выполнения возложенных функций и (или) исполнения государственного задания при осуществлении переданных полномочий по реализации государственной политики в сфере поддержания и сохранения биологического разнообразия.
6.1.2. Бюджетным и автономным учреждениям при переводе биоактивов на счет 113 20 "Биологические активы - особо ценное движимое имущество учреждения" следует проанализировать показатель на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" на 01.01.2023 и при необходимости его скорректировать. В случае корректировки стоимости особо ценного имущества, которым учре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.