Можно ли отклонить заявку участника в аукционе на закупку мебели, если было установлено ограничение по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, а данный участник не указал номер реестровой записи продукции, а указал только страну происхождения товара? Если можно, то каково будет основание отклонения заявки?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается, в частности, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
К числу таких нормативных правовых актов относится постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно п. 10 Постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22-27 и 29 перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Исключения из этого правила предусмотрены самим п. 10 и п. 10.2 Постановления N 616, а именно:
- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и единого реестра российской радиоэлектронной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции, евразийского реестра промышленных товаров, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 10 данного постановления, не представляются при осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства промышленных товаров, подпадающих под запрет, установленный п. 2 данного постановления, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем. Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем, требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки в составе заявки на участие в закупке указывает (декларирует) страну происхождения товара.
Таким образом, по общему правилу, в случае установления заказчиком запрета на допуск промышленных товаров в соответствии с требованиями Постановления N 616, участники закупки обязаны указать в составе заявки номера реестровых записей из соответствующих реестров, а также при необходимости информацию о совокупном количестве баллов. Такая информация включается в контракт.
Как следует из ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
Так, в частности, согласно п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Как показывает практика, в случае неуказания участником закупки в составе заявки реестровых записей из соответствующих реестров, заявки подлежат отклонению на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Владимирской области от 13.03.2023 N 033/06/48-132/2023, решение УФАС по Оренбургской области от 27.02.2023 N 056/06/49-147/2023, решение УФАС по Республике Татарстан от 14.03.2023, решение УФАС по Чувашской Республике - Чувашии от 15.03.2023 N 021/06/48-160/2023).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
7 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"