Муниципальное унитарное учреждение (МБУ) является заказчиком. Работает по Закону N 44-ФЗ. Получило постановление суда, в котором указано, что организация должна внести средства на депозит суда. В течение нескольких дней должны поступить средства на расчетный счет суда.
Является ли закупкой по Закону N 44-ФЗ внесение денежных средств на депозит суда для оплаты судебной экспертизы? Может ли МБУ сразу внести необходимую сумму на депозит, не включая ее в план-график?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Внесение денежных средств на депозит суда для оплаты судебной экспертизы закупкой в целях Закона N 44-ФЗ не является, а потому и не вносится в план-график.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся прежде всего заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт). Причем этот Закон основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Фактически Закон N 44-ФЗ регулирует порядок вступления руководствующихся им заказчиков в гражданско-правовые отношения, построенные на равенстве сторон (п. 1 ст. 2 ГК РФ, смотрите также п. 1 ст. 124 ГК РФ).
Соответственно, этот Закон не распространяется, например, на выполнение заказчиками налоговых обязательств, в частности, на уплату государственной пошлины (ст. 1, 2, глава 25.3 НК РФ) (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 23.11.2016 N Д28и-3214, от 20.07.2015 N Д28и-2023, от 18.02.2015 N Д28и-409). Равным образом и иные отношения, основанные на подчинении, в частности, трудовые правоотношения (смотрите также ст. 5, 15 ТК РФ), под действие Закона N 44-ФЗ не подпадают.
Оплата судебной экспертизы также осуществляется не на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В свою очередь, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ).
Экспертиза по делам, рассматриваемым арбитражными судами, назначается соответствующим судом (ч. 1 ст. 82 АПК РФ). При этом условия экспертизы и размер оплаты услуг эксперта устанавливаются определением суда о назначении экспертизы (ч. 4 ст. 82, ч. 2 ст. 107 АПК РФ). Денежные суммы, подлежащие выплате экспертным учреждениям и экспертам, вносятся стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза, на депозитный счет суда (ч. 1 ст. 108 АПК РФ). Денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда (чч. 1, 2 ст. 109 АПК РФ).
Отметим, что при определенных обстоятельствах денежные средства, перечисленные на депозитный счет арбитражного суда, могут быть возвращены учреждению частично или даже полностью (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 10.06.2014 N Ф06-6430/13, определение ФАС Московского округа от 23.10.2013 N Ф05-11669/13, постановление Второго ААС от 11.05.2012 N 02АП-7679/11).
Как видим, в случае назначения экспертизы судом порядок ее проведения и оплаты устанавливаются определением суда, а не соглашением между лицом, по ходатайству которого назначена экспертиза (либо иным лицом, на которое возложена обязанность по оплате экспертизы), и экспертным учреждением (экспертом). Причем оплата осуществляется хотя и за счет средств участника процесса, каковым в данном случае является заказчик, но не им самим, и может быть менее суммы депозита.
Таким образом, внесение денежных средств на депозит суда для оплаты судебной экспертизы закупкой в целях Закона N 44-ФЗ не является. Соответственно, оно не вносится в план-график.
Заметим, что такой платеж квалифицируется отдельно от закупок в рамках бюджетной классификации, подробнее данный вопрос рассмотрен в материале Вопрос: Государственное казенное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В результате ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (заказчиком по которому выступает государственное казенное учреждение) возникла необходимость проведения экспертизы и внесения денежных средств на депозитный счет суда в соответствии со ст. 108 АПК РФ. По какому виду (831, 852 или иные) и статье расходов (КОСГУ) в данном случае следует вносить денежные средства на депозитный счет суда (в случаях, когда учреждение выступает истцом, и в случаях, когда выступает ответчиком)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
5 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"