Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации Томской области
от 9 марта 2011 г. N 177-ра
Методические рекомендации
по формированию технического задания
на выполнение работ по проведению обязательного
энергетического обследования исполнительными
органами государственной власти Томской области,
областными государственными учреждениями
Настоящие Методические рекомендации по формированию технического задания на выполнение работ по проведению обязательного энергетического обследования исполнительными органами государственной власти Томской области, областными государственными учреждениями (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации в Томской области Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).
В Методических рекомендациях представлены рекомендуемые для включения в техническое задание на выполнение работ по проведению обязательного энергетического обследования (далее - Техническое задание) основные разделы и возможные этапы проведения энергетического обследования.
Исполнительным органам государственной власти Томской области, областным государственным учреждениям рекомендуется подготовить комплект исходной документации, необходимой для проведения энергетического обследования, согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям; провести корректировку программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организации по результатам проведенного энергетического обследования; проводить работы по корректировке программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организации в рамках государственных контрактов на проведение энергетического обследования, энергосервис.
Главным распорядителям средств областного бюджета рекомендуется представлять в Департамент экономики Администрации Томской области информацию о намерении разместить заказ на выполнение работ по проведению обязательного энергетического обследования независимо от способа размещения заказа за семь рабочих дней до начала размещения заказа.
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия (согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, ГОСТ Р 51387-99 "Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения" и ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения"):
энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
потенциал энергосбережения мероприятия (мероприятий) - это эффект (финансовый, технологический, энергетический, социальный, физиологический или иной), который может быть получен от реализации запланированных энергосберегающих мероприятий;
показатель энергетической эффективности - абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения или технологического процесса;
энергетический объект - любое здание (сооружение) с его инженерными системами, предназначенное для производства, транспорта и (или) преобразования энергетических ресурсов, а также их использования для получения продукции или услуг;
энергопотребление - физическая величина, отражающая количество потребляемого хозяйствующим субъектом энергетического ресурса определенного качества, которая используется для расчета показателей энергетической эффективности;
инструментальное обследование - измерение и регистрация характеристик энергопотребления с помощью стационарных и портативных приборов;
анализ информации - деятельность по изучению полученных в ходе энергетического обследования данных, заключению об имеющемся в настоящий момент положении дел, прогнозированию потребления энергетических ресурсов на основе этих данных; разработка рекомендаций по сокращению потребления энергетических ресурсов;
разработка рекомендаций по энергосбережению - обоснование экономических, организационных, технических и технологических усовершенствований, главным образом направленных на повышение энергетической эффективности объекта, с обязательной оценкой возможности их реализации, предполагаемых затрат и прогнозируемого эффекта в физическом и денежном выражениях;
заказчик - орган государственной власти, орган местного самоуправления, наделенный правами юридических лиц; организация с участием государства или муниципального образования (далее - Заказчик);
исполнитель - организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования (далее - Исполнитель);
репрезентативность - свойство аудиторской выборки, обеспечивающее возможность аудитору сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности.
1. Основания для проведения энергетического
обследования*
Основанием для проведения энергетического обследования являются:
1.1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ.
1.2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12 2009 N 1830-р.
1.3. Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" (далее - приказ Минэнерго России от 19.04.2010 N 182).
1.4. Постановление Администрации Томской области от 17.08.2010 N 162а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Томской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года".
*перечень оснований может корректироваться с учетом внутренних документов Заказчика.
2. Цели и задачи проведения энергетического
обследования
2.1. Цели:
2.1.1. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком и сокращение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов.
2.1.2. Определение целесообразности заключения энергосервисного договора Заказчиком с энергосервисной компанией после энергетического обследования.
2.2. Задачи:
2.2.1. Получение объективных данных об объеме потребления энергетических ресурсов (по каждому виду энергоресурсов: электроэнергия, теплоэнергия, вода, газ, а также дизельное и иное топливо, мазут, уголь).
2.2.2. Определение показателей энергетической эффективности.
2.2.3. Определение потенциала энергосбережения по обследуемому энергетическому объекту.
2.2.4. Разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки по каждому виду потребляемых энергоресурсов.
2.2.5. Разработка по результатам энергетического обследования перечня дополнительных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с обязательным техническим обоснованием каждого такого мероприятия.
2.2.6. Выявление и анализ причин перерасхода энергоресурсов.
3. Требования к Исполнителю работ
Работы по проведению энергетического обследования выполняются в соответствии с требованиями части 4 статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
4. Объекты, подлежащие энергетическому
обследованию
Заказчик представляет Исполнителю перечень энергетических объектов Заказчика, подлежащих энергетическому обследованию.
4.1. Отдельно стоящие здания и сооружения.
4.2. Инженерные системы, обеспечивающие функционирование этих зданий и сооружений.
4.2.1. Система электроснабжения и ее элементы:
4.2.1.1. Внешние силовые и осветительные электрические сети.
4.2.1.2. Трансформаторные подстанции.
4.2.1.3. Внутренние силовые и осветительные электрические сети.
4.2.1.4. Энергопринимающие установки.
4.2.1.5. Приборы коммерческого и технического учета электроэнергии.
4.2.1.6. Системы автоматизированного управления системой электроснабжения (электрохозяйством).
4.2.2. Система освещения и ее элементы:
4.2.2.1. Внешние осветительные электрические сети и осветительные приборы.
4.2.2.2. Внутренние осветительные сети и осветительные приборы.
4.2.2.3. Системы управления внешним и внутренним освещением и/или их элементы.
4.2.3. Система теплоснабжения и их элементы:
4.2.3.1. Внешние тепловые сети.
4.2.3.2. Котельные.
4.2.3.3. Индивидуальные тепловые пункты.
4.2.3.4. Абонентские вводы.
4.2.3.5. Внутренние тепловые сети.
4.2.3.6. Теплопринимающее оборудование.
4.2.3.7. Приборы коммерческого и технического учета тепловой энергии.
4.2.3.8. Системы автоматизированного управления системой теплоснабжения (тепловым хозяйством).
4.2.4. Система холодного водоснабжения и ее элементы:
4.2.4.1. Ввод водопровода в здание.
4.2.4.2. Сеть разводящих трубопроводов.
4.2.4.3. Повысительные установки (повышающие насосные, гидроаккумуляторные баки, водопроводные баки и резервуары).
4.2.4.4. Приборы (при наличии - системы) коммерческого и технического учета холодной воды.
4.2.4.5. Системы автоматизированного управления холодным водоснабжением.
4.2.5. Система горячего водоснабжения и ее элементы:
4.2.5.1. Ввод водопровода в здание.
4.2.5.2. Сеть разводящих трубопроводов (подающие и циркуляционные стояки) и ее элементы.
4.2.5.3. Повысительные установки (повышающие насосные, гидроаккумуляторные баки, водопроводные баки и резервуары).
4.2.5.4. Водонагреватели (проточные, накопительные).
4.2.5.5. Приборы коммерческого и технического учета горячей воды.
4.2.5.6. Системы автоматизированного управления системой горячего водоснабжения.
4.2.6. Системы вентиляции и кондиционирования и их элементы.
4.2.7. Системы газоснабжения и их элементы.
4.2.8. Прочие системы (оборудование), необходимость энергетического обследования которых определяется Заказчиком и Исполнителем совместно в процессе выполнения работ.
5. Этапы энергетического обследования, состав,
содержание и результаты работ
на этапах энергетического обследования
Обязательное энергетическое обследование должно проводиться в четыре этапа:
Сбор исходной информации.
Проведение инструментального обследования.
Анализ информации, полученной на первом и втором этапах.
Формирование итоговой документации:
1) энергетический паспорт, составленный в соответствии с пунктом 1.3 настоящих Методических рекомендаций;
2) отчет об обязательном энергетическом обследовании (пояснительная записка к энергетическому паспорту) каждого обследованного объекта.
5.1. Первый этап. Сбор и анализ исходной информации.
Длительность составляет не более 10* рабочих дней с момента заключения государственного контракта. На этом этапе Исполнитель должен проанализировать исходную информацию, которую ему предоставляет Заказчик.
Исходная информация, подлежащая анализу Исполнителем:
5.1.1. Проектная документация по инженерным системам Заказчика, в том числе:
5.1.1.1. Базовая проектная документация с указанием проектных нагрузок и норм по системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и так далее.
5.1.1.2. Проектная документация, разработанная в результате реконструкции, капитального ремонта обследуемых инженерных сетей.
5.1.1.3. Техническая документация, содержащая информацию о внесении изменений, дополнений и тому подобного в обследуемые инженерные сети в процессе их эксплуатации.
5.1.1.4. Журналы регистрации результатов технического обслуживания инженерных сетей за весь период их эксплуатации.
5.1.1.5. Протоколы технических измерений.
5.1.1.6. Схемы снабжения энергетическими ресурсами (однолинейная схема электроснабжения, схема теплоснабжения и тому подобное) со схемами коммерческого учета энергетических ресурсов.
5.1.1.7. Схема теплового узла.
5.1.2. Архитектурно-планировочные данные по строениям, зданиям, сооружениям и данные технического паспорта БТИ.
5.1.3. Договоры на снабжение энергетическими ресурсами со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.
5.1.4. Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности для всех инженерных сетей, по которым осуществляется снабжение энергоресурсами на основе договорных отношений.
5.1.5. Сведения о потреблении всех видов энергетических ресурсов за последние пять полных лет в натуральных и стоимостных показателях (на основании показаний приборов учета и финансовой документации).
5.1.6. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, имеющаяся у Заказчика.
5.1.7. Данные по количеству людей, постоянно находящихся в обследуемом здании (персонал, постоянное количество посетителей).
Дополнительная информация, которую Исполнитель посчитает необходимой для проведения энергетического обследования, или которую Заказчик посчитает нужным донести до Исполнителя в целях повышения эффективности проведения работ по обследованию.
Результатом работы на данном этапе является Программа проведения энергетического обследования, которая в обязательном порядке должна содержать подробный календарный план проведения работ по Техническому заданию и согласовываться с Заказчиком.
5.2. Второй этап. Проведение инструментального обследования.
Длительность составляет 25* рабочих дней от момента заключения государственного контракта.
На втором этапе Исполнитель выполняет комплекс инструментальных обследований:
5.2.1. Инструментальное обследование количества и качества электрической энергии (согласно ГОСТ 13109-97).
5.2.2. Тепловизионное обследование распределительных устройств (электрощитовых) (согласно РД-34.45-51.300-97).
5.2.3. Инструментальное обследование уровня освещенности мест общего пользования (согласно ГОСТ 24940-96).
5.2.4. Инструментальный мониторинг температурно-влажностных режимов мест общего пользования (выборочно) (согласно ГОСТ 30494-96).
5.2.5. Инструментальное обследование температурно-влажностных режимов и расхода воздуха системами приточно-вытяжной вентиляции (при их наличии, выборочно) (СНиП 2.04.05-91).
5.2.6. Визуальное и инструментальное обследование технического состояния оборудования центральных и индивидуальных тепловых пунктов, трубной разводки системы отопления (согласно РД 34.10.130-96 приложение Е).
5.2.7. Выборочный инструментальный контроль радиаторов и стояков отопления (Инструкция по инструментальному контролю при приемке в эксплуатацию законченных строительством и капитально отремонтированных жилых зданий, пункт 36).
5.2.8. Тепловизионное обследование и оценка состояния наружных ограждающих конструкций (ГОСТ 26629-85).
Результаты каждого типа инструментального обследования оформляются в виде протокола замеров, а тепловизионное обследование - в виде отдельного раздела в отчете энергетического обследования. Протоколы всех замеров должны быть приложены к отчету об обязательном энергетическом обследовании (пояснительная записка к энергетическому паспорту) каждого обследованного объекта.
5.3. Третий этап. Результирующий анализ информации.
Длительность составляет 40* рабочих дней от момента заключения государственного контракта.
На третьем этапе проводится результирующий анализ всей информации, полученной на первом и втором этапах:
5.3.1. Анализ проектной документации (анализ соответствия фактически установленного оборудования, инженерных коммуникаций, элементов конструкций проектной документации).
5.3.2. Анализ результатов, полученных при проведении визуального осмотра.
5.3.3. Анализ результатов, полученных при проведении инструментального обследования.
5.3.4. Анализ динамики потребления энергетических ресурсов по видам за последние 5 лет, в том числе включая:
5.3.4.1. Потребление энергетическим объектом тепловой энергии на ГВС за последние 5 лет.
5.3.4.2. Потребление энергетическим объектом тепловой энергии на отопление за последние 5 лет.
5.3.4.3. Потребление энергетическим объектом тепловой энергии на вентиляцию за последние 5 лет.
При отсутствии на объекте раздельного учета тепловой энергии по видам проводится совокупный анализ потребления тепловой энергии.
5.3.4.4. Потребление объектом электрической энергии за последние 5 лет.
5.3.4.5. Потребление объектом холодной воды за последние 5 лет.
5.3.5. Определение удельных показателей энергопотребления. Сопоставление их с нормативными значениями.
5.3.6. Обобщение полученной информации.
5.3.7. Составление топливно-энергетических балансов по видам ресурсов (ресурсный баланс) по каждому энергетическому объекту.
5.3.8. Формирование выводов и итоговых заключений.
5.4. Четвертый этап.
Длительность составляет 10* рабочих дней с момента завершения третьего этапа.
На четвертом этапе разрабатывается энергетический паспорт в соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 и отчет об обязательном энергетическом обследовании (пояснительная записка к энергетическому паспорту). За базовый год при оформлении энергетического паспорта принимается календарный год, предшествующий году проведения энергетического обследования. Сведения по балансу энергоресурсов и их изменению должны быть составлены Исполнителем до 2012 года включительно.
Требования к отчету об обязательном энергетическом обследовании (пояснительная записка к энергетическому паспорту):
5.4.1. Отчет должен полностью соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 5.1, 5.2, 5.3. Репрезентативность результатов обследования должна быть подтверждена соответствующими документами, исполненными по каждому вышеуказанному пункту настоящих Методических рекомендаций.
5.4.2. В рамках отчета должны быть разработаны рекомендации по повышению энергетической эффективности, включающие в себя:
перечень типовых и отличных от типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
стоимостную оценку каждого такого мероприятия с указанием сроков окупаемости;
предложения по очередности реализации мероприятий с целью получения наибольшего экономического эффекта.
*точный период времени определяется Заказчиком в каждом конкретном случае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.