В связи с отнесением Общества к санкционным заказчикам прекращено размещение закупок в ЕИС. При этом Общество продолжает проводить закупочные процедуры среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) закрытым способом на торговой площадке среди зарегистрированных на ней поставщиков. С учетом отсутствия публикации закупок на ЕИС существует риск невыполнения требований подпункта б) пункта 4 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - ПП 1352) в части выполнения доли закупок, проводимых только среди СМСП.
Какие существуют в законодательстве механизмы для таких (санкционных) заказчиков для выполнения требований законодательства в части исполнения доли СМСП по ПП 1352?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в приведенной в вопросе ситуации заказчик вправе разместить в ЕИС годовой отчет о закупках у СМСП с нулевыми значениями, если в текущем году им осуществляются только закупки, указанные в п. 7 Положения, в том числе закупки, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301.
Вместе с тем полагаем, что заказчик в указанном в вопросе случае при проведения им в текущем году закупок, учитываемых при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров с целью достижения необходимой ему доли закупок у СМСП вправе (в случаях и порядке, предусмотренных Положением о закупке) осуществлять закупки товаров, работ, услуг с участием либо с привлечением СМСП.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у СМСП, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у МСП и требования к содержанию этого отчета.
В настоящее время годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у СМСП, и порядок расчета указанного объема установлены Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение, Постановление N 1352).
Общий годовой объем закупок у СМСП установлен п. 5 Положения в размере не менее чем 25%, а совокупный годовой стоимостной объем (далее - СГСО) договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок среди СМСП (подп. "б" п. 4 Положения), - не менее чем 20% СГСО всех договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения). И именно 20% СГСО всех закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с планом закупки, в этом плане должно приходиться на закупки среди СМСП (п. 5.1 Положения).
Порядок расчета СГСО договоров, заключенных заказчиками, в том числе договоров, заключенных с СМСП (СГСО которых должен составлять определенную положением долю от общего), установлен п. 7 Положения. Данный порядок применяется также для расчета СГСО закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с планом закупки, в том числе закупок среди СМСП (п. 5.1 Положения), а также и закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП, и закупок такой продукции среди СМСП конкретными заказчиками, обязанными осуществлять такие закупки в силу включения в утвержденный на основании п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р перечень (пп. 5.2, 5.3 Положения).
Фактически п. 7 Положения не указывает, стоимость каких закупок и в каком порядке учитывается при расчете СГСО. Он определяет лишь то, какие закупки не включаются в него. Полагаем, это означает, что СГСО должен рассчитываться путем суммирования всех закупок в стоимостном выражении, планируемых (при формировании плана закупок) или осуществленных (при формировании отчета о закупках у СМСП) заказчиком, за исключением закупок, указанных в п. 7 Положения (смотрите также письма Минэкономразвития России от 28.12.2015 N Д28и-3754, от 02.02.2017 N Д28и-351, подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Расчет доли в стоимостном выражении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону N 223-ФЗ).
К числу исключений отнесены, в частности, закупки, информация о которых не подлежит размещению в ЕИС на основании решения Правительства РФ, принятого в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона (подп. "ж" п. 7 Положения), в том числе закупки, осуществляемые заказчиками в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 "Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее - Постановление N 301). Такие закупки также не подлежат включению в план закупки (абзац первый п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, смотрите также п. 6 письма Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813, п. 6 письма Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-08/30604) и не учитываются при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов для определения объема закупок у СМСП.
Кроме того, в соответствии с подп. "д" п. 1 Требований к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП (далее - Требования) такие закупки не указываются в Форме годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП (далее - Форма), утвержденной Постановлением N 1352.
Таким образом, по нашему мнению, общая стоимость заключенных по результатам закупок договоров служит только основой для расчета совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, исходя из которого определяется годовой объем закупок у СМСП. Для такого расчета из нее следует вычесть стоимость (цены) договоров, заключенных в рамках закупок, перечисленных в п. 7 Положения. Для надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 5.1 Положения, как представляется, целесообразно использовать предполагаемую общую стоимость (сумму цен) договоров в соответствии с планом закупок на соответствующий год, вычтя из нее сумму (предполагаемую) стоимости (цен) договоров, подлежащих заключению в рамках закупок, перечисленных в п. 7 Положения.
Приведем условный пример формулы расчета годового объема закупок товаров, работ, услуг у СМСП:
ГОЗ СМСП = (СГСО - Зп. 7) х 25%,
где:
ГОЗ СМСП - годовой объем закупок товаров, работ, услуг у СМСП;
СГСО - совокупный годовой стоимостной объем всех договоров, заключенных заказчиком любыми способами по результатам закупок с 1 января по 31 декабря 2022 года;
Зп.7 - закупки, указанные в п. 7 Положения.
С учетом вышеприведенных норм, по нашему мнению, если в соответствующем отчетном периоде заказчиком осуществляются только указанные в п. 7 Положения закупки, заказчик размещает в ЕИС отчет с нулевыми значениями. Аналогичным образом рассчитывается объем закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (смотрите, например, постановление УФАС по Омской области от 30.01.2019 N 03-10.2/273-2018/7.30). На наш взгляд, подобное положение не противоречит Закону N 223-ФЗ и Постановлению N 1352, а заказчик в этом случае считается исполнившим требования п. 5-5.2 и подп. "б" п. 34 Положения.
Иных особенностей порядка определения годового объема закупок у СМСП заказчиками, указанными в Постановлении N 301, не предусмотрено.
Отдельно отметим, что Постановление N 301 позволяет указанным в нем заказчикам проводить конкурентные закупки в закрытой форме (в том числе в электронной форме на специализированной электронной площадке) (смотрите также информацию Минфина России от 08.03.2022 "Сведения о закупках заказчиков по 223-ФЗ, попавших под иностранные санкции, не будут размещаться в ЕИС"). При этом из содержания п. 1 указанного постановления формально следует, что оно не распространяется на неконкурентные закупки, при которых сведения о закупке и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по результатам закупки, не размещаются в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в ЕИС, предусмотренное подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Данная позиция косвенно подтверждается разъяснением Минфина России, приведенным в п. 3 письма Минфина России от 14.03.2022 N 24-03-08/18813.
Вместе с тем в отличие от положений ст. 30 Закона N 44-ФЗ, Положение не содержит указаний на то, что при расчете СГСО не учитываются закупки, осуществляемые заказчиком путем проведения неконкурентных процедур. Согласно п. 6 Положения при расчете годового объема закупок у СМСП учитываются договоры, заключенные заказчиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. "а" и "б" п. 4 Положения, а также договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с СМСП в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. "в" п. 4 Положения. Как видим, ключевым для учета закупок у СМСП в целом является факт заключения договора с такими субъектами, а не проведение особой процедуры закупки (подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ // Годовой отчет о закупках у МСП по Закону N 223-ФЗ).
В этой связи полагаем, что заказчик, указанный в Постановлении N 301, в случае проведения им в текущем году учитываемых при расчете СГСО закупок с целью достижения необходимой ему доли закупок у СМСП вправе (в случаях и порядке, предусмотренных Положением о закупке) осуществлять неконкурентными способами, при которых не выполняется условие осуществления закупки о размещении в ЕИС, предусмотренное подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг непосредственно у СМСП (закупки с участием СМСП (подп. "а" п. 4 Положения)) либо закупки с привлечением СМСП (подп. "в" п. 4 Положения).
Обращаем внимание, что все сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минфин России.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Закупки заказчиков по Закону N 223-ФЗ, в отношении которых введены санкции;
- Энциклопедия решений. Годовой отчет заказчика по Закону N 223-ФЗ о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Расчет доли в стоимостном выражении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
14 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"