При исполнении муниципального контракта на строительство борцовского центра установлено 12 этапов выполнения работ. Цена контракта - 103 млн руб. Срок исполнения контракта - 14 месяцев. Аванс каждого этапа - 30% от цены каждого этапа. Сумма контракта не изменяется. Возможно ли увеличение количества этапов с 12 до 23?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации отсутствуют основания для изменения существенных условий контракта.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под отдельным этапом исполнения контракта для целей указанного закона понимается часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (смотрите также письмо Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152).
В силу норм ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 13 ст. 34, п. 8 ч. 1 ст. 42, пп. "а" ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и ст. 432 ГК РФ, на положениях которого основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) условия об этапах исполнения контракта являются существенными для гражданско-правовых договоров данного вида (пп. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 34 указанного Закона установлен запрет на изменение существенных условий при заключении и исполнении контракта, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Такие случаи предусмотрены ч. 1 ст. 95 и ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, в настоящее время изменение отдельных этапов исполнения контракта предусмотрено Законом N 44-ФЗ лишь в некоторых случаях:
- на основании п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный в настоящее время постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
- на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта*(1), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленной Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
- на основании п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта, при этом допускается изменение только срока исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (смотрите также письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240);
- на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ если при исполнении контракта, заключенного до 1 января 2023 года, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (при наличии решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно)*(2).
Напомним, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 95, п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ формально могут быть изменены любые существенные условия контракта, в частности, условия о порядке и сроках оплаты по контракту, в том числе о выплате аванса и его размере, о порядке и сроках приемки исполненного по контракту, которые составляют содержание отдельных этапов исполнения контракта, а также образуют их количественный состав. Однако такие изменения могут быть внесены в контракт только при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных указанными нормами. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360, от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, от 18.04.2022 N 24-06-06/34049.
С 18 апреля текущего года также действуют установленные постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - Постановление N 680) отдельные случаи и порядок изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительный контракт) при возникновении в ходе исполнения контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. В частности, на основании подп. "г", "д" и "е" п. 1 Постановления N 680 допускается изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта, установление условия о выплате аванса или изменение установленного размера аванса, изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.
Однако отметим, что из приведенных норм Постановления N 680, на наш взгляд, однозначно не следует возможность изменения количества этапов, предусмотренных при заключении строительного контракта. Таким образом, мы не можем исключить вероятность формального подхода к решению вопроса о правомерности изменения (увеличения или уменьшения) количества отдельных этапов исполнения строительного контракта. При таком подходе, в частности, может быть исключена возможность внесения изменений в контракт в случаях, прямо не упомянутых в постановлении*(3). При этом на сегодняшний день официальные разъяснения, касающиеся порядка применения Постановления N 680, отсутствуют. Правоприменительная практика по заданному вопросу также еще не сложилась.
Как видно, независящие от сторон контракта обстоятельства, возникшие в ходе исполнения строительного контракта и влекущие невозможность его исполнения без изменения условий, в рассматриваемой ситуации отсутствуют. Таким образом, в приведенной в вопросе ситуации изменение количества отдельных этапов исполнения контракта, а также иных существенных условий контракта неправомерно и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Изменение существенных условий контракта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.);
- Вопрос: Порядок применения постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 и ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в случае включения в контракт условия об авансировании и увеличения цены контракта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
- Вопрос: Возможность изменения условий контракта о порядке приемки и оплаты исполнения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.);
- Энциклопедия решений. Изменение контрактов на выполнение строительных работ по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
20 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением контрактов, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в случаях, установленных Правительством РФ. В настоящее время такие случаи установлены постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для федеральных заказчиков, указанных в приложении к этому постановлению.
*(2) В соответствии с пояснительной запиской к проекту Федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) является защита национальных интересов РФ в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Поскольку ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1 на основании Закона N 46-ФЗ, полагаем, применение положений ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допустимо только при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Иными словами, по причине введения политических или экономических санкций или мер ограничительного характера. Косвенно данная позиция подтверждается разъяснениями ФАС России, приведенными в письме от 17.03.2022 N МШ/22107/22.
*(3) Примером подобного подхода могут служить выводы, содержащиеся в решении УФАС по Республике Татарстан от 16.09.2021 N 016/06/64-1764/2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"