Может ли заказчик применить коммерческие предложения об оказании услуг экскурсоводов, заключаемые по п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, с разным налогообложением: самозанятые и физические лица, за которых заказчику нужно будет выступать в качестве налогового агента?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчик вправе в целях обоснования цены контракта, заключаемого на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, запрашивать ценовую информацию у физических лиц, являющихся самозанятыми, так и не являющихся таковыми.
Обоснование вывода:
Как следует из указаний ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с данным законом и включить в контракт обоснование цены контракта (смотрите также письмо Минфина России от 02.11.2021 N 24-06-08/88987).
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст. 19 и 22 Закона N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (далее - метод СРЦ) является приоритетным для определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7-11 указанной статьи (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на основании информации о рыночных ценах идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Сопоставимость цен определяется с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть таких условий, различия между которыми не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий (чч. 3, 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), далее - Рекомендации). Отметим, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Поэтому они не имеют обязательной силы (смотрите также письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60).
Метод СРЦ должен применяться с учетом раздела III Рекомендаций. В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, заказчику рекомендуется осуществить несколько перечисленных в п. 3.7 Рекомендаций процедур, включая, направление запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (п. 3.7.1 Рекомендаций).
Кроме того, заказчику рекомендуется осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками, а также осуществить сбор и анализ определенной п. 3.7.4 Методических рекомендаций общедоступной ценовой информации, к которой отнесены в том числе данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4), информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях (п. 3.7.4.5).
В соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом методом СРЦ, рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными контрагентами. Расчет итогового показателя предполагается по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций, предполагающей определение средней величины.
Отметим, что ни Рекомендации, ни Закон N 44-ФЗ не содержат требования о том, что при применении метода СРЦ заказчик учитывает сведения о цене товаров, работ или услуг с учетом или без учета налогов*(1). Более того, положениями Закона N 44-ФЗ также не установлен порядок формирования цены контракта (с учетом налогов или без). Исключение составляет случай осуществления закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В таком случае заказчик в извещении об осуществлении закупки указывает начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей (подп. "в" п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Необходимо учитывать, что положениями п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено включение в контракт обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. Однако указанной нормой установлен особый порядок оплаты по договору, а не указание о формировании или обосновании цены контракта с учетом/без учета налогов.
Таким образом, на наш взгляд, заказчик вправе в целях обоснования цены контракта, заключаемого с физическим лицом на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, запрашивать ценовую информацию у физических лиц, являющихся самозанятыми, так и не являющихся таковыми. Аналогичной по сути позиции придерживаются представители Минэкономразвития России. Согласно позиции, изложенной в письме от 28 марта 2017 г. N Д28и-1533, особенности налогообложения отдельных хозяйствующих субъектов не учитываются при использовании ценовой информации в целях определения НМЦК.
При этом, как следует из указаний п. 3.17 Рекомендаций, цены, используемые в расчетах НМЦК, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, рекомендуется определять в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов и указывать в обосновании НМЦК. С помощью указанных коэффициентов может быть учтено такое условие, например, как изменение в налогообложении.
Таким образом, полагаем, при обосновании цены контракта, заключаемого с физическим лицом на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе, учитывая применяемую контрагентом систему налогообложения, использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен, используемых в расчетах, хотя это не является обязательным (смотрите постановление Семнадцатого ААС от 22.09.2021 N 17АП-10783/21 по делу N А50-11816/2021).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
14 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, такое требование содержится в п. 3 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. N 1064н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"