Нужно ли проводить на ЕАТ Берёзка закупки услуг по нотариальному свидетельствованию подлинности подписи на документах? Необходимо ли заказчику осуществлять закупки по минимально возможной цене?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутые в вопросе закупки могут осуществляться без использования ЕАТ "Березка".
Обоснование позиции:
Выбор способа закупки нотариальных услуг формально должен осуществляться заказчиком в общеустановленном порядке, с соблюдением, в частности, принципов контрактной системы в сфере закупок и в соответствии с положениями главы третьей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Иными словами, заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки и неэффективное осуществление закупок. Исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может осуществить закупку у единственного контрагента, определен ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Эта норма специально не выделяет закупки нотариальных услуг. При этом очевидно, что проводить конкурентные процедуры при закупке таких услуг нецелесообразно. В отсутствие в Законе N 44-ФЗ специальных норм, посвященных закупкам, направленным на нотариальные услуги, соответствующие закупки следует проводить как "закупки малого объема", поскольку заключение контракта на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно без каких-либо ограничений, кроме предельной ими суммы и предельного размера годового объема таких закупок. Напомним, что при осуществлении таких закупок (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) заказчиком могут не применяться требования чч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, ответ по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 26.02.2015 N Д28и-394, ответ на вопрос 30 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
На основании распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р (далее - Распоряжение) создан единый агрегатор торговли "Березка" (далее - ЕАТ). В обязательном порядке осуществлять с использованием ЕАТ закупки на основании пп. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ должны федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения.
Перечень случаев, когда закупки по основаниям, предусмотренным пп. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут осуществляться указанными выше категориями заказчиков без использования ЕАТ, приведен в пп. 6, 7, 9 Распоряжения. В частности, в силу п. 9 Распоряжения оно не применяется при осуществлении закупок услуг, оказываемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой (часть вторая ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I). Законодательство не указывает на то, что возможность совершения нотариальных действий обусловлена необходимостью государственной регистрации нотариуса в качестве индивидуального предпринимателя. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (часть седьмая вышеупомянутой статьи, смотрите также, например, п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 84, п. 1 ст. 227 НК РФ).
Следовательно, для определения нотариуса с целью совершения нотариальных действий по свидетельствованию подлинности подписи на документах (п. 5 части первой ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I) заказчику не требуется осуществлять закупку с использованием ЕАТ.
Согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного контрагента заказчик определяет цену контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом в случаях, перечисленных в этой части, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с Законом N 44-ФЗ и включает в контракт обоснование цены контракта. Из приведенной формулировки следует, что заказчик определяет цену любого контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с правилами, установленными Законом N 44-ФЗ, в том числе с применением методов, предусмотренных ст. 22 этого закона. Однако ни соответствующие правила, ни какие-либо нормативные акты не указывают на то, что контракт по итогам определения цены может быть заключен лишь по минимально возможной цене*(1). В связи с этим то обстоятельство, что товар приобретен заказчиком без использования ЕАТ по цене, превышающей имевшиеся в тот же период ценовые предложения на ЕАТ, само по себе не может рассматриваться как нарушение законодательства о контрактной системе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
1 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"